En
EN
Поиск
novosti-mobilnogo-prilozheniya
  1. Главная
  2. /Памятники
  3. /Мемориальная доска советскому разведчику-нелегалу Иосифу Ромуальдовичу Григулевичу
В закладки

Мемориальная доска советскому разведчику-нелегалу Иосифу Ромуальдовичу Григулевичу

Советский разведчик-нелегал, впоследствии учёный-латиноамериканист: специалист по этнографии и истории стран Латинской Америки

Жизнь этого человека вполне была бы достойна лечь в основу романа или сценария фильма. Он появился на свет в предгрозовом 1913 году в семье мелкого служащего, представителя небольшой этнической группы караимов, живших на территории нынешней Литвы. Детство Григулевича пришлось на трудное время – его родину оккупировали немецкие войска, а отец в составе красногвардейского отряда участвовал в событиях октября 1917 года в Петрограде. Дальше семья очутилась в ставшей независимой Литвы. Именно тогда Иосиф начал учёбу в гимназии в городе Паневежисе. В это время их отец уплыл искать счастье за океаном, в далёкую Аргентину. Рассчитывали переехать за ним и его супруга с детьми, но судьба распорядилась иначе.

Тринадцати лет от роду Григулевич познакомился с представителями подпольной коммунистической ячейки и примкнул к ней. Молодого человека, уже успевшего увидеть несправедливости жизни, очаровало учение, обещавшее всеобщее равенство. Иосиф составлял листовки, затем стал писать статьи и даже стихи. Но его принадлежность к коммунистам не осталась тайной для литовских спецслужб, и в 1927 году Григулевича изгнали из гимназии.

Продолжить образование можно было на польской территории, тем более, что его родное Вильно в ту пору было захвачено Польшей. Иосиф продолжил обучение в гимназии имени Витовта Великого, но связей с коммунистами не порвал. В итоге за распространение коммунистических листовок в 1932 году девятнадцатилетнего Григулевича арестовала польская дефензива. Из всей ячейки на скамье подсудимых оказались только двое, в том числе Иосиф, которого во время следствия держали в кандалах и избивали. Приговор – два года условно, но польская прокуратура по его освобождении недвусмысленно потребовала, чтобы в двухнедельный срок он уехал из страны.

Григулевич уже тогда не скрывал симпатий к Советской России, что, вероятно, и повлияло на решение привлечь его в качестве одного из основных обвиняемых. К тому же ещё во время пребывания в Польше он сошёлся с МОПРом – Международной организацией помощи революционерам. Покинув польскую землю, он переехал в Париж, где стал довольно заметной личностью в эмигрантских польских кругах. Тогда же на молодого человека обратили внимание представители советских спецслужб. Лояльный к Советскому Союзу, убеждённый коммунист, имеющий возможность ездить по миру как представитель МОПРа и Коминтерна – это был идеальный кандидат для возможного сотрудничества. Несколько лет Григулевич проработал в Буэнос-Айресе, пока в 1936 году не был арестован аргентинской полицией. И, хотя судебного преследования удалось избежать, стало ясно, что в профашистски настроенной Аргентине лучше не оставаться. Как раз началась гражданская война в Испании, и Иосиф Ромуальдович при первой же возможности выехал туда, в чём ему помог испанский посол, писатель-антифашист Анхель Осорио-и-Гальярдо.

Так двадцатитрёхлетний Григулевич оказался в Испании – конечно, кружным путём, через Бельгию и Францию. Его, уже довольно известного активиста международного коммунистического движения, принял лично генеральный секретарь ЦК испанской компартии Хосе Диас. Григулевич стал советником по международным вопросам у прославленного героя гражданской войны в Испании Энрике Листера. Месяц усиленной боевой подготовки – и молодой человек оказался на фронте. Под псевдонимом «Хосе Окампо» он проявил себя во время обороны Толедского моста, затем в сражениях под Гвадалахарой и Сарагосой. Тогда же было принято окончательное решение привлечь Григулевича к сотрудничеству с советскими спецслужбами, и резиденту Александру Орлову удалось довольно легко завербовать Иосифа Ромуальдовича, который получил оперативный псевдоним «Юзик».

А вскоре Григулевич перешёл на службу в Сегуридад – главную спецслужбе Испанской Республики. При его участии громили фалангистов, прятавшихся в ожидании удобного случая поднять восстание прямо в Мадриде, зачастую использовавших в качестве укрытия посольства иностранных государств. Тогда же произошло его знакомство с Наумом Исааковичем Эйтингоном, вместе с которым они провернули исключительно успешную операцию по захвату одного из лидеров мятежников Андреса Нина, коммуниста троцкистского толка, который впоследствии был ликвидирован. Мятеж, который Нин пытался поднять в Барселоне, лишившись своего предводителя, потух буквально за три дня. Григулевич вспоминал, что даже не понимал в хаосе городских боёв, кто стрелял в него – свои или повстанцы – и что подошвы его ботинок буквально прилипали к залитой кровью брусчатке.

Григулевич, проверенный в деле, стал доверенным лицом спецслужб. Его карьере не помешало даже предательство его бывшего куратора Орлова, бежавшего в Америку. Иосифу Ромуальдовичу поручались ответственные задачи вроде встречи в Мадриде и сопровождения до Парижа лётчиков Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, прославившихся своим перелётом в Америку через Северный полюс и возвращавшихся в Москву через Мадрид. И именно Григулевич был отобран для ответственной операции по ликвидации одного из главных врагов Советского Союза – Льва Троцкого. Некогда один из творцов революции, строитель Красной Армии, коренным образом разошедшийся во взглядах со Сталиным, уже более десяти лет жил в эмиграции. Имея большой вес в международном коммунистическом движении, он долгое время подрывал его единство, что в условиях грядущей большой войны в Европе было исключительно опасным для Москвы.

Операция заняла долгое время, кстати, как раз в тот период Иосиф Ромуальдович женился на активистке коммунистического движения. Григулевич, получивший псевдоним «Фелипе», прибыл в Мексику в апреле 1938 года. На будущий год началась подготовка к так называемой операции «Утка», руководство которой получил уже хорошо знакомый Иосифу Ромуальдовичу Наум Эйтингон. Именно Григулевич курировал первое, неудачное покушение на Троцкого, после чего ему пришлось скрываться от полиции даже в клинике для душевнобольных, а затем тайком бежать в США. К тому времени второе покушение на Троцкого увенчалось успехом, и всех, кто был к нему причастен, удостоили государственных наград – Григулевича в июне 1941 года наградили орденом Красной Звезды.

К тому времени Григулевич уже находился в Аргентине. К тому времени его отец уже сильно состарился, и передал Иосифу своё аптечное дело, ставшее прикрытием для советской резидентуры. Григулевич, уже опытный разведчик, фактически с нуля создал её в Аргентине, а затем и в соседнем Чили. Долгое время он был чуть ли не единственным источником разведывательной информации Москвы о положении дел в странах Южной Америки. Но дело не ограничивалось сбором информации – люди Григулевича проводили диверсии против фирм, снабжающих ценным сырьём гитлеровскую Германию и её союзников, и против газет, являвшихся рупорами берлинской пропаганды. Более 150 поджогов было совершено в отношении морских судов и контор сотрудничавших с нацистами фирм. Но в 1943 году в связи с приходом к власти военной хунты борьба с иностранными разведками в Буэнос-Айресе была усилена, и Григулевичу пришлось перебраться в соседний Уругвай. Дальше в его карьере были Боливия, Бразилия, Коста-Рика, и везде он проявлял себя наилучшим образом.

В ноябре 1947 года Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Бразилией. Григулевичей вызвали в Москву. Обосновавшись в Москве, супруги Григулевичи продолжили работать на МГБ СССР. Иосиф Ромуальдович неоднократно выезжал за рубеж, в том числе в США, где перемещал оборудование для деятельности Рудольфа Абеля. Позднее через Коста-Рику он ездил с разведывательными задачами в Рим, где установил связи со многими влиятельными деятелями Ватикана и даже около полутора десятков раз побывал на аудиенциях у Папы Римского Пия XII. Оборотистого коммерсанта Теодоро Кастро знали многие власть имущие в Италии, и никто представить себе не мог, что он – агент Москвы. Суверенный совет Мальтийского ордена даже вручил орден Григулевичу как «доброму католику, осенённому альтруистическим благородством духа».

В тот же период Советский Союз поссорился с Югославией, лидер которой Иосип Броз Тито повёл слишком самостоятельную политику, не оглядываясь на мнение Москвы. Имелись планы на ликвидацию главы Югославии, и Григулевич по воле его кураторов перебрался в Белград под видом посла Коста-Рики. 25 апреля 1953 года в Белом дворец в Белграде Теодоро Кастро, он же Григулевич, вручил верительные грамоты самому Тито. Возможно, что дальнейшая судьба югославского маршала была бы печальной, но вскоре умер Сталин, пришли новые времена, и лить кровь недавнего нашего союзника против Гитлера, кавалера советских орденов «Победа» и Суворова 1-й степени, не пришлось.

Югославия стала последней страной в карьере Григулевича во внешней разведке. Свернув все дела и испросив себе отставку в Коста-Рике, от тихо отъехал сначала в Вену, а потом и в Москву. Там ему вручили паспорт на его настоящее имя – впервые за долгие годы он смог пользоваться им безбоязненно. Иосиф Ромуальдович поступил в Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Но в госбезопасности было неспокойно – шли чистки от бериевских ставленников, некоторых расстреляли или посадили, многих просто уволили. Не избежал этой судьбы и Григулевич, уволенный из КГБ в 1956 году. Буквально пяти месяцев не хватило ему официального стажа, чтобы отметить двадцатилетие работы в разведке, правда, стаж ему при назначении пенсии засчитали как год за два…

Но Григулевич обладал недюжинными умом и кругозором, писательскими способностями и – самое главное – обширными знаниями о том, что происходило тогда в мире. Он издал несколько книг и монографий, защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации, был редактором журнала «Общественные науки», членом редколлегий ряда других журналов. Он был заместителем председателя Всесоюзного общества по культурным связям с зарубежными странами, членом правления Советской ассоциации дружбы и сотрудничества со странами Латинской Америки» и многих обществ дружбы со странами этого региона.

Он даже был членом-корреспондентом Национальной исторической академии Венесуэлы и почётным членом Общества писателей Колумбии. Не обошли наградами Григулевича и в СССР – он стал заслуженным деятелем науки РСФСР, кавалером орденов Красного Знамени, Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, несколькими орденами и медалями стран Латинской Америки, а в 1979 году даже был избран членом-корреспондентом по отделению истории Академии наук СССР. За рубеж он ездил не очень часто – наверху опасались, что старого разведчика опознает кто-то, знавший его по его работе во многих странах.

Иосиф Ромуальдович Григулевич ушёл из жизни 2 июня 1988 года. Похоронили его на Донском кладбище Москвы.

Теги:
История разведкиРазведчикиРазведчики-нелегалыПамятникиРВИО
22

Поделиться

Соцсети

Новое

Османская империя в XIX - начале XX века. Попытки реформ.

Мачинский Сергей Александрович

«Чтобы знали. Продолжение». Сборник рассказов 

Шубин Александр Евгеньевич

Роль и значение кадровых офицеров царской армии в формировании командного состава РККА (1917-1920гг.)

19 ноября – День ракетных войск и артиллерии

Международная акция Тест по истории

  Судьба первых русских в Америке

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Оборона Севастополя. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Первое взятие Берлина. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Рущукское сражение. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте