24 августа 1846 года скончался русский мореплаватель Иван Фёдорович Крузенштерн, возглавивший первое русское кругосветное путешествие
Имя русского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна известно каждому жителю нашей страны не потому, что о нём вспоминает кот Матроскин, рассказывая о своей бабушке, которая плавала на пароходе с таким названием. Крузенштерн – это символ морской романтики, пионер дальнего плавания, человек, который первым гордо пронёс русский военно-морской флаг через все океаны планеты.
Дорога к морю
Основателем рода Крузенштернов был Филипп Крузиус, который родился в 1597 году в Айслебене; в его семье были лютеранские священники. Его сын и наследник Эверт Филипп состоял офицером на шведской службе и во время Северной войны попал в русский плен, пробыв в России (в том числе в Сибири) около 22 лет.
Наш герой родился 19 ноября 1770 года в семье обрусевшего немецкого дворянина. В те времена для мальчика, мечтавшего о море, путь был один – в Морской кадетский корпус. Обучение в кадетском корпусе продлилось для Ивана Крузенштерна три с половиной года из шести положенных: в мае 1787 года 142 кадета были досрочно произведены в гардемарины из-за начавшейся русско-турецкой войны, которая далее на Балтике перешла в войну со Швецией. Вскоре Иван был произведён в мичманы и назначен на 74-пушечный корабль «Мстислав» под начало Г. И. Муловского, который к октябрю 1787 года полностью подготовил кругосветное плавание. Затем были и другие победные сражения в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле.

В 1799 году в Россию вернулся опытный капитан, который сразу предложил императору провести исследовательскую экспедицию. Павла I проект не заинтересовал, а вот его сын Александр I через три года принял решение о реализации задумки. Крузенштерн на деле хотел доказать, что транспортировка пушнины и других ценностей с берегов Русской Америки в Россию по морю намного быстрее и дешевле, чем по суше через Сибирь. Был ещё один момент, который также был выгоден России: все товары продавать в Макао, а не в Европе. Крузенштерн был мореплавателем, и его не очень интересовали барыши, но нужна была мощная финансовая поддержка для осуществления мечты – кругосветного путешествия. Такую поддержку оказала ему Российско-Американская компания. Воплощению в жизнь этих планов благоприятствовало и то, что новый император Александр I стал пайщиком Российско-Американской компании.
Во славу русского флота
Крузенштерн сделал всё, чтобы его экспедиция стала не делом частной компании, а делом государственной важности. Корабли экспедиции вышли в плавание под защитой Андреевского стяга. Проект утвердили на самом верху, казначейство выделило деньги на покупку в Англии двух кораблей, а капитан-лейтенант Крузенштерн был назначен руководителем экспедиции. Капитаном другого судна был назначен капитан-лейтенант Юрий Лисянский, друг Ивана Фёдоровича, ездивший вместе с ним в Англию.

Среди задач экспедиции было и поручение доставить в Японию первое русское посольство. Послом стал сам директор Российско-Американской компании Николай Петрович Резанов.
7 августа 1803 года состоялось отплытие кораблей из Кронштадта, а уже 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. После мыса Горн корабли разъединились. «Надежда» пошла на Камчатку, потом в Японию, потом снова на Камчатку и в Макао. «Нева» сразу пошла в Русскую Америку, а оттуда с грузом мехов – в Макао. В Макао корабли соединились и через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды, через Атлантический океан вернулись в Кронштадт.
Возвращение
Все задачи кругосветной экспедиции были выполнены. Участников встретили с почётом. Крузенштерн приступил к подробному описанию плавания, систематизировал результаты исследований и наблюдений. В 1811 году он назначается на пост инспектора классов Морского кадетского корпуса. Большую помощь Иван Фёдорович оказал в подготовке последующих кругосветных путешествий, которые был совершены О.Е. Коцебу в 1815-1818 году, экспедициями Беллинсгаузена – Лазарева (1819-1821) и Станюковича – Литке (1826-1829).

Сегодня память о великом мореплавателе сохраняют пролив между островами Курильской гряды и большой парусный барк «Крузенштерн», являющийся учебным парусным судном и постоянно совершающий трансатлантические и кругосветные экспедиции. В 1963 году известный бард Александр Городницкий во время плавания на этом паруснике сочинил песню «Паруса “Крузенштерна”», ставшую гимном барка: «Под северным солнцем неверным, под южных небес синевой всегда паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой».
Обложка: calend.ru
Смотрите также:
Грог, сухарь и жареная крыса: быт моряков парусного флота
Как купцы стали хозяевами Русской Америки
Открытие Антарктиды. Как русские моряки теорию Ломоносова подтверждали





