En
EN
Поиск
novosti-mobilnogo-prilozheniya
  1. Главная
  2. /Памятники
  3. /Памятник Святителю Луке
В закладки

Памятник Святителю Луке

Памятник в новом детском лагере «Солнечный» в Артеке открыт 16 июня 2025 года по инициативе Российского военно-исторического общества

Памятник в новом детском лагере «Солнечный» в Артеке открыт 16 июня 2025 года по инициативе Российского военно-исторического общества. Автор памятника – скульптор Виталий Дмитриевич Шанов. Монумент установлен в столетнюю годовщину создания «Артека».

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий происходил из старого, не небогатого дворянского рода, вышедшего из западно-белорусских земель. Его отец был провизором, владел аптекой в Керчи, но со временем отошёл от фармацевтики. Валентин был четвёртым из пяти детей. Родился он 15 (по новому стилю – 27) апреля 1877 года. Когда Валентину исполнилось двенадцать лет, семья перебралась в Киев. Там он окончил гимназию и художественную школу. Хорошо рисовавший мальчик подумывал об Академии художеств, но в конечном итоге предпочёл творчеству медицину. Поначалу он пытался поступить в Киевский университет, но на медицинский факультет не прошёл. Проучившись год на юридическом факультете, он бросил учёбу и вернулся к идее стать художником.

Уехав в Германию, Войно-Ясенецкий стал брать уроки в частной школе в Мюнхене. По возвращении в Киев некоторое время рисовал. Но мечта стать врачом в нём с годами не ослабела, а скорее наоборот. В итоге в 1898 году он всё-таки сумел стать студентом медицинского факультета Киевского университета. Он был одним из лучших учеников, особенную страсть испытывал к анатомии, а по завершении учёбы отказался от ждавшей его научной карьеры и устроился обычным врачом в госпиталь Красного Креста в Киеве. А вскоре началась русско-японская война, и Валентин Феликсович не пожелал оставаться в стороне. Он добровольно поехал в Читу, где заведовал хирургическим отделением эвакуационного госпиталя. Самоотверженно работая на самых сложных операциях на костях, черепе и суставах, с гнойными ранами, он получил огромную практику, которая ещё не раз ему пригодится.

Когда война закончилась, Войно-Ясенецкий с молодой женой, с которой обвенчался в конце 1904 года, уехал в Поволжье, жил и работал в Симбирске (нынешнем Ульяновске), Ардатове, затем перебрался в Курскую губернию. Земские врачи в ту пору были образцом жертвенности, поскольку бесплатно обследовали население почти в одиночку – в провинции больничные штаты зачастую состояли лишь из заведующего и фельдшера.

В 1908 году Войно-Ясенецкий возвращается к идее продолжить медицинское образование, для чего уехал в Москву. Он занимался анатомической практикой, писал докторскую диссертацию по методике анестезии, выступал с научными докладами. Но финансовые трудности заставляли его возвращаться в провинцию, сначала в Саратовскую, потом во Владимирскую губернии. Но отпуска врач исправно проводил в столичных библиотеках, лекториях, анатомических театрах.

В 1914 году начинается Первая мировая война, и в Переславле-Залесском, где тогда жил Войно-Ясенецкий, создаётся лазарет, главным врачом которого стал Валентин Феликсович. Уже имевший большой опыт в гнойной хирургии и анестезии, он не только лечил раненых на фронтах солдат, но и продолжал заниматься научной работой. В 1915 году вышла его книга «Регионарная анестезия», которую на будущий год ему засчитали как диссертацию. Далее началась работа над «Очерками гнойной хирургии» - главный труд его жизни. Но вскоре Валентин Феликсович обнаружил у своей жены туберкулёз. Надеясь спасти её, он подал прошение о переводе в Ташкент, где как раз была вакансия главного врача городской больницы. Там его застали революционные события 1917 года, а затем и Гражданская война.

Установление Советской власти в Средней Азии происходило трудно, с многочисленными восстаниями. После одного такого восстания Войно-Ясенецкий укрыл у себя раненого казачьего есаула, которому грозил расстрел. Однако на него донёс его собственный коллега, и ЧК арестовала врача. Дела его были бы совсем безнадёжными, если бы за него не вступился видный партийный чиновник Туркестана, хорошо знакомый с Валентином Феликсовичем. Его достаточно быстро отпустили, но бесследно арест не прошёл – и без того слабое здоровье его супруги сильно пошатнулось, и в октябре 1919 года она умерла.

Для Войно-Ясенецкого смерть жены была тяжёлым ударом. К тому времени он уже преподавал нормальную анатомию в Высшей медицинской школе в Ташкенте, а на будущий год возглавил кафедру оперативной хирургии в только что созданном Туркестанском государственном университете. Но всё больше Валентин Феликсович, с детства религиозный человек, находился в поисках духовного пути, всё чаще посещал богослужения, читал молитвы за раненых и больных пациентов, и в конце концов сам стал служить в церкви. Это его поведение всё больше раздражало партийное и чекистское начальство, тем более что в 1923 году Валентин Феликсович отказался поддержать «обновленцев» и выступил сторонником патриарха Тихона. Тогда же его постригли в монахи с именем Лука. Вскоре он стал епископом Туркестанским. Это дорого стоило ему – он был вынужден уйти из университета и из научного медицинского общества, а главная местная партийная газета «Туркестанская правда» подвергла его уничижительной критике.

Начался период гонений. Он дважды высылался из Средней Азии, и каждый раз возвращение было сопряжено с огромными трудностями. Ему не раз предлагали возглавить кафедру или даже институт в обмен на отказ от священнического сана, но он неизменно отвечал отказом. Тем не менее, профессионализму его отдавала должное даже Советская власть, его не раз приглашали оперировать или консультировать важных пациентов, и даже к середине 1930-х годов разрешили вновь читать лекции для молодых врачей.

В июне 1937 года, в период «Большого террора», Войно-Ясенецкого арестовали снова, обвинив в создании «контрреволюционной церковно-монашеской организации». Показания против него под пытками дали многие церковные иерархи из Средней Азии, хорошо знавшие отца Луку. Но тот оказался твёрдым в своих убеждениях, и не только не признал лживых обвинений, но и объявил протестную голодовку. В итоге следствие затянулось, и новое руководство госбезопасности в начале 1940 года вынесло вердикт – 5 лет ссылки в Красноярский край.

На новом месте Войно-Ясенецкий работал в районной больнице. В этот период он закончил второе издание своих «Очерков гнойной хирургии». С началом Великой Отечественной войны отец Лука отправил в Москву телеграмму с просьбой прервать его ссылку и направить в госпиталь. В сентябре 1941 года Войно-Ясенецкий стал главным хирургом эвакогоспиталя № 1515 и консультантом всех госпиталей, располагавшихся в огромном Красноярском крае. Несмотря на преклонный возраст, он работал по 8-9 часов, неустанно проводя сложные операции. Изменилось в войну отношение власти, заинтересованной в консолидации всех здоровых сил советского общества, и к церкви, и та спокойно отнеслась к тому, что Валентин Феликсович возглавил Красноярскую епархию. В 1943 году он участвовал в Поместном Соборе в Москве, вошёл в состав Священного Синода. Но здоровье его сильно пошатнулось, и из Сибири со сложным климатом его перевели в Тамбов, архиепископом местной епархии.

После окончания войны Войно-Ясенецкий был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а в 1946 году за его «Очерки гнойной хирургии» ему была присуждена Сталинская премия 1-й степени – уникальный случай, ни до, ни после советские священнослужители не удостаивались таковой.

В апреле 1946 года он вернулся в родной Крым, где стал епископом Симферопольским и Крымским. Несмотря на сложные отношения с властями, он продолжал совмещать пастырское служение с работой в качестве консультанта Симферопольского военного госпиталя. Лишь в 1955 году, ослепнув, он оставил врачебную практику. В ту пору ему было уже 78 лет. Он прожил ещё шесть лет, оставшись в памяти современников одним из самых уважаемых священнослужителей своей эпохи. Войно-Ясенецкий умер 11 июня 1961 года в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Уже много позже после его смерти он был полностью реабилитирован, а также прославлен Русской Православной Церковью в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Его имя носят университеты, больницы, улицы, во многих городах стоят памятники, а также медаль, учреждённая для награждения медработников в первый год борьбы с коронавирусной инфекцией. Усыпальница его в Свято-Троицком соборе Симферополя – сегодня один из самых почитаемых паломнических объектов Крыма, куда ежегодно приходят многие тысячи людей.

Теги:
История медициныВоенная медицинаПервая мировая войнаГражданская войнаСвятитель ЛукаПамятникиРВИО
93

Поделиться

Соцсети

Новое

Департамент науки и образования Российского военно-исторического общества

Гонка за Гренландию

Сеничев Вадим Евгеньевич

Куда пропали доспехи после средних веков?

MUSTA KIRJA

Кто вышел 200 лет назад на Сенатскую площадь - романтики, террористы или реформаторы России?

Сеничев Вадим Евгеньевич

Развитие журналистики в Китае и Японии в XIX веке

Османская империя в XIX - начале XX века. Попытки реформ.

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Гангутское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Галицийская битва. Памятные даты военной истории России

Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

День памяти и скорби. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2026, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте