Глава Посольского приказа Емельян Игнатьевич Украинцев
Русский государственный деятель, дипломат, думный дьяк, посланник Российского государства в Швеции, Дании, Голландии, посол в Турции, Польше, глава Посольского приказа.
Емельян Игнатьевич Украинцев родился приблизительно в 1641 году на территории современной Рязанской области. Сведений о его жизни сравнительно немного, и они разнятся. Согласно некоторым данным, он выходец из семьи стрельцов, по другим – из мелкопоместных дворян. Во всяком случае, в 1687 году в царской жалованной грамоте так говорилось о нём: «Службах предков и отца его, которые службы, и ратоборство, и храбрость, и мужественное ополчение, и кровь, и смерть предки и отец его, и он показали».
Свою службу в Посольском приказе – тогдашнем внешнеполитическом ведомстве Русского государства – он начал в 1660 году. Постигал азы дипломатической науки он под руководством дьяка Посольского приказа Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, выдающегося деятеля своего времени, одного из ближайших сподвижников царя Алексея Михайловича. В то время возглавляемый им приказ – передовое государственное ведомство. Его служащие, которая зачастую были выходцами из небогатых семей, все умели читать и писать, причём зачастую каллиграфическим почерком; первыми начали официально носить европейскую одежду; массово изучать иностранные языки, и вообще в целом были людьми широкого кругозора – в общем, представляли собой фактически интеллигенцию XVII века. Чем больше становилась на ноги Россия, тем более возрастала роль Посольского приказа, который влиял не только на внешние сношения, но и на государственную идеологию и культурную жизнь страны.
Первое большое дело, в котором довелось принять участие молодому Емельяну Игнатьевичу, была миссия Ордина-Нащокина во Львове, в ту пору входившем в Речь Посполитую. По возвращении ему было определено жалование 10 рублей в год. Следующее известное его задание было в 1665 году – на сей раз он должен был сопровождать думного дьяка Григорий Карповича Богданова в Варшаву с задачей готовить почву для мирных переговоров. То были трудные переговоры – даже потерпев серию поражений в ходе изнурительной тринадцатилетней войны, ясновельможные паны не хотели мириться с потерей огромных территорий, отобранных ими у России в Смутное время. Долгие торги окончились в итоге историческим Андрусовским мирным договором, в заключении которого принял активное участие и Украинцев, бывший одним из помощником Ордин-Нащокина. В состав русского государство вернулись Смоленская земля, Черниговщина, Киев… Итогом тех событий стало назначение Емельяна Игнатьевича подьячим Посольского приказа.
В 1671-1673 годах Украинцеву поручались чрезвычайно важные задания. Гонцом он проскакал через все Польшу, Швецию, Данию, Голландию, выполняя миссию по привлечению этих стран к войне против Османской империи и поддерживаемого ей Крымского ханства. И пусть из-за начавшейся общеевропейской Голландской войны особой поддержки Европа так и не оказала, старания Емельяна Игнатьевича не остались незамеченными. По возвращении он производится в старшие подъячие, а в 1674 году – в дьяки Посольского приказа.
Война с Турцией растянулась на девять лет, и Емельян Игнатьевич ещё не раз отправлялся в длительные командировки, причём не только в сравнительно безопасную Речь Посполитую, но и в беспокойные южные малоросские земли, к гетману Ивану Самойловичу, который был хоть и не самым надёжным, но единственным союзником против татар и турок. В 1681 году, в победный год, он стал думным дьяком Посольского и подведомственных ему приказам – Владимирском, Галицком, Малороссийском, Смоленском, Новгородском и Устюжском. Причём подчеркивались его исключительные заслуги в победоносном завершении войны: «А иным его братьем тот оклад не в образец». В 1682 году он принял участие в составлении важного документа своего времени – об уничтожении местничества, то есть назначения на государственные должности в соответствии со знатностью происхождения.
С Малороссией у Украинцева и в дальнейшем будет связано немало страниц его жизни и дипломатической деятельности. Именно ему удалось присоединить Киевскую митрополию к Русской Православной Церкви и организовать избрание на кафедру епископа Гедеона, ранее гонимого католиками и униатами. В 1686 году при участии Украинцева был заключён Вечный мир с королём Яном Собесским, закрепившим русские территориальные приобретения. Гетман Самойлович же, и ранее колебавшийся, пошёл на предательство, предложив польскому королю совместную войну против России в обмен на автономию Малороссии по оба берега Днепра (в ту пору под властью гетманской булавы было только Левобережье, и договор фактически закреплял это на веки вечные). Ян Собесский тут же сообщил об этом в Москву, и гетман едва удержался во главе своего войска. Впрочем, ненадолго – после неудачного крымского похода Василия Голицына Самойловича обвинили в потворстве татарам. Украинцев принимал активное участие в том походе, как, кстати, и в следующем, столь же неудачном, и в обоих отвечал за содержание походного шатра князя Голицына.
Князь Голицын, возглавлявший Посольский приказ, очень выделял Украинцева и считал его ближайшим к себе союзником. Но по профессиональным качествам фаворит царевны Софьи уступал Емельяну Игнатьевичу, и некоторые его решения были не самыми лучшими. После отстранения Самойловича, в котором также принял участие Украинцев, Голицын сделал выбор в пользу Ивана Мазепы, к которому и перешла гетманская булава. Украинцев же был более дальновидным человеком, и спустя два года, в 1689 году, принял активное участие в свержении царевны Софьи и своего начальника, князя Голицына. В итоге Пётр I поставило во главе Посольского приказа именно его. Вплоть до своей смерти, почти десять, лет, Емельян Игнатьевич возглавлял внешнеполитическое ведомство России.
В 1699 году Украинцев возглавил посольство, поехавшее в Константинополь с тем, чтобы положить конец очередной войне с Турцией. Ранее мирный договор уже был заключён, но его содержание не устраивало Петра. Переговоры длились с ноября 1699 года по июнь 1700 года (на 23 конференциях), и итогом стал полноценный Константинопольский мирный договор. Заключался мир на тридцать последующих лет, а новоприобретённые Россией Азов, Павловская крепость, Миюс остались за русским государством, Россия не платила никакой контрибуции, православные паломники могли беспрепятственно посещать Иерусалим. Правда, пришлось временно отказаться от притязаний на Керчь. Но главный итог мира – Пётр Алексеевич мог, не оглядываясь на свои южные рубежи, вести войну со Швецией. 8 августа 1700 года царь получил от Украинцева известие о заключении мира с турками, а на следующий день его войска уже шли к шведским границам. Емельян Игнатьевич был пожалован званием думного советника. Он стал вторым после творца Карловицкого мира с Турцией 1698 года Прокофия Богдановича Возницына, и последним, кто его вообще получил, ведь звание это через несколько лет ушло в прошлое вместе с Боярской думой.
В 1702 году Украинцев получил в свою вотчину Жерновскую дворцовую волость под Каширой и был назначен главой Провиантского приказа, однако от дипломатических дел не отошёл. В 1704 году Пётр вновь послал его в Малороссию, проводить новую границу с турками. А в 1707 году он уехал в Варшаву с новой ответственной миссией. На родину ему уже больше не суждено было вернуться. Он был комиссаром на Люблинском сейме, посланником в Польше, смог привести к присяге на верность союзу с Россией польских коронных гетманов Синявского и Ржевуского. В 1708 году Украинцев уехал в Венгрию, где в ту пору бушевало восстание Ференца Ракоци против австрийского владычества, и пытался примирить противоборствующие стороны. Во время тех переговоров он и скончался 12 (по новому стилю – 23) сентября 1708 года.
Емельян Игнатьевич Украинцев остался в памяти современников не только как исключительно талантливый дипломат эпохи, творец многих внешнеполитических достижений нашей страны, но и как истинно болевший за её интересы государственный деятель, считавший их своими личными.
