Гонка за Гренландию
В грядущей гонке за мировое лидерство, в конкуренции с Китаем, Россией, Индией и др., США в любом случае будет использовать потенциал Старого света
Гренландия – это самый крупный остров на Земле – более 2,16 млн кв. км. Это как четыре Франции. С точки зрения физической географии Гренландия относится к Северной Америке. Но на политической карте мира – это Европа (или пока Европа), поскольку является автономной единицей Датского королевства. Гренландия больше самой Дании в 50 раз!
Население Гренландии сегодня составляет примерно 56 тыс. чел. Из них почти 90 % – представители арктических народов (гренландские инуиты); лишь около 7,5 % процентов – датчане.
Вопрос о коренных гренландцах довольно непростой. Но явно это были не датчане. Остров, как до, так и после высадки там европейцев населяли различные арктические народы: носители культуры Туле, потом культуры Дорсет. Различные источники говорят о неоднозначных, скажем так, отношениях между местными эскимосами и скандинавскими завоевателями: европейцы мало кого щадили, захватывая чужие территории. В те времена викинги (ближайшие соседи Гренландии) нападали и на земли нынешней Англии, и Франции, а норвежцы даже на Византию, желая прихватить её богатства. В конце IX века Норвегия сплотилась в одно королевство.
Считается, что Гренландия была открыта в 982 г. Тогда на остров вступили норвежские викинги под предводительством Эрика Рыжего. Он основал здесь колонию, которую стали называть «Зелёная земля». Есть версия, что в то время на юге острова росли и деревья, и трава, - хотя это спорный вопрос. Сын Эрика, Лейф, крестил жителей Гренландии, которых стали относить к подданным Норвегии. Однако к началу XV века поселения скандинавских завоевателей практически исчезли с острова.
В 1536 г. Норвегия и все её островные владения вошли в унию с Данией. Датчане, не теряя времени объявили Гренландию своей территорией, и с начала XVII века подвергли его новой колонизации. В 1814 г. уния между Данией и Норвегией была расторгнута, но Гренландия осталась датской.
До президента Д. Трампа вопросу о принадлежности Гренландии уделяли не слишком много внимания. В Вашингтоне и Брюсселе принято было считать, что Гренландия - часть Дании, а сама Дания – часть НАТО. Поскольку США – основная сила НАТО и имеет свои базы в Гренландии, то и нечего беспокоиться.
Но уже в своё первое президентство, в 2019 г., Трамп неожиданно заявил, что такое положение его не устраивает и он желает купить этот остров. Цена, предложенная им, была не столь щедрой – всего 600 млн долл. Дания возмутилась, заявила, что это абсурд и отказалась даже обсуждать этот вопрос. Когда Трамп ушел со своего поста, датчане, казалось, успокоились. Но, видимо, зря – Трамп вернулся!
Сразу после переизбрания Трампа, в ноябре 2024 г., он заявил, что желает полного контроля Америки над Гренландией, назвав её ключом для обороны США. В Копенгагене и Брюсселе тогда занервничали. Но европолитиков настиг настоящий шок после публикации в декабре 2025 г. обновленной Стратегии национальной безопасности США, заменившей версию, принятую администрацией Джо Байдена. В ней говорилось об «идеологической пропасти» между США и европейскими странами, необходимости достичь стратегической стабильности с Россией и (о, ужас!), что США вновь «начнут проводить в жизнь доктрину Монро, чтобы восстановить американское превосходство в Западном полушарии и… обеспечить доступ к ключевым точкам по всему региону».
Новый, 2026 год, добавил масла в огонь. Уже 6 января в личной соцсети Трампа Truth Social появился пост, что Гренландию «ждут огромные выгоды, если и когда она станет частью нашей страны». Президент добавил: «Мы будем защищать её и холить её от очень страшного внешнего мира. Сделаем Гренландию снова великой!».
Это было начало нового наступления Трампа, с целью взять весь остров под своё крыло. Эти атаки продолжились спустя несколько дней, когда президент сделал заявление, что Гренландии угрожают и Россия, и Китай. По его мнению, только США способны защитить остров. «Гренландская оборона основывается на двух собачьих упряжках… И в то же время здесь русские крейсеры и подлодки и китайские крейсеры и подлодки. Мы не можем позволить этого», заявил Трамп.
В Дании, Евросоюзе, да и во всем мире глубоко задумались, а что будет дальше? Великобритания и другие европейские страны НАТО стали обсуждать варианты размещения в Гренландии дополнительных сил. Но, очевидно, не с целью обороны острова от США, а чтобы задобрить Трампа своим беспокойством и показным усердием по защите Гренландии от мнимых угроз.
Что же происходит сейчас вокруг этого острова, и как дальше будут развиваться события? Чтобы понять это, надо немного заглянуть в историю.
Дональд Трамп стал не первым американским президентом, который задумался о вхождении Гренландии в состав Соединенных Штатов. Так, например, в конце 1860-х гг. такую возможность рассматривал президент Эндрю Джонсон. Кстати, этот американский лидер санкционировал приобретение Аляски у Российской империи. Но тогда дальше простого желания дело не пошло.
В годы Второй мировой войны, в апреле 1940 г., Дания была захвачена немецкими войсками, датчане сопротивлялись всего несколько часов. До Гренландии руки у Гитлера тогда не дотянулись. Но вместо немцев туда высадились американцы. Официально, США выступили тогда гарантом сохранения на острове статус-кво. Однако, в реальности, США взяли остров под свой полный контроль и, не моргнув глазом, сами оккупировали его.
Американцы в 1941-1945 гг. разместили на острове свои военные базы, части ПВО, установили оборудование для наблюдения за воздушными и морскими сообщениями, создали метеостанции, порты, склады и т.д. Все перемещения вдоль побережья Гренландии контролировали силы береговой охраны США.
Такое господствующее положение США на острове, связанное с войной против нацизма, видимо очень понравилось руководству США. Все это породило в Вашингтоне новые территориальные аппетиты. Ведь прецедент уже был: в 1940 г. Соединенные Штаты приобрели в аренду у Британии ряд её островов в Атлантике в обмен на 50 старых эсминцев. Поэтому, после окончания Второй мировой войны администрация президента Гарри Трумэна предложила Дании 100 млн долл. (золотом) за передачу Гренландии в руки Соединенных Штатов. Однако Копенгаген ответил отказом.
До середины ХХ в. Гренландия оставалась на положении колонии Дании. Так, в 1950 г. Северная Гренландия и Южная Гренландия были объединены в колонию Гренландия с центром управления в Годтхабе (современный Нуук). Но в 1953 г. остров был официально включён в состав Дании как её административный округ, а 1979 г. Гренландия получила статус автономии. Остров перешел на самоуправление по вопросам внутренней политики и правопорядка, образования, социальной сферы, медицинского обслуживания и т.д. С 2009 г. права автономии были расширены: местная администрация теперь сама может распоряжаться природными ресурсами. Правительство Дании даже признало гренландцев отдельным народом со своим языком и правом на суверенитет.
Но вернемся к претензиям на остров США и их основаниям.
После окончания Второй мировой войны американские вооруженные силы так и не ушли из Гренландии. США надежно закрепили здесь свое влияние. В 1951 г., спустя два года после вступления Дании в НАТО, между Вашингтоном и Копенгагеном было подписано соглашение, по которому страны осуществляют совместную оборону острова. В Гренландии находится американская военно-космическая база Питуффик.
В период разгара холодной войны, в 1958 г., США запустили сверхсекретный проект «Ледяной червь»: размещение до 600 стартовых площадок межконтинентальных баллистических ракет под ледяным щитом Гренландии. Проект был свернут в 1966 г., когда выяснилось, что на острове имеет место смещение ледников, и глубокие ледяные шахты просто могут обрушиться и похоронить под собой и людей и многомиллиардное оружие. Однако в период холодной войны на острове находилось до 10 тыс. американских солдат.
На сегодняшний день на базе Питуффик размещен американский контингент в составе примерно 600 чел. Казалось бы – немного. Но при этом постоянный контингент датской армии на острове составляет всего 75 человек.
США активно развивает в Гренландии добычу полезных ископаемых, под лозунгом: никаких посторонних, кроме Америки. Так, в начале 2025 г. директор компании «Tanbreez Mining», которая занимается в Гренландии разработками редкоземельных металлов, рассказал для прессы, что американские госслужащие настойчиво просили его не продавать права на добычу никаким другим иностранным предприятиям. В итоге была согласована продажа этой компании нью-йоркской «Critical Metals».
Сегодня очевидно, что США хотят заполучить в свой карман Гренландию по целому ряду геополитических, стратегических и военно-экономических причин. Причем, Трамп дает понять, что хочет не просто контролировать остров, но и целиком присоединить его к Соединенным Штатам, в качестве 51-го штата. Основания для этого следующие:
- Гренландия географически принадлежит к Северной Америке. Прецедент доктрины Монро здесь Трампу в помощь. Напомним, что эта доктрина далекого 1823 года (послание президента США Джеймса Монро к Конгрессу) объявляла необходимость защиты всего Американского континента от колониальных посягательств европейских держав.
- Гренландия может стать для США самой близкой территорией к Европе, через которую можно перебрасывать туда различные воинские контингенты.
- На острове можно размещать разнообразные системы ПРО и ядерное оружие. Небо над Гренландией является кратчайшим маршрутом для пролета американских ракет в сторону России.
- Гренландия предоставляет хороший доступ к Арктике. Маршрут вдоль берегов Гренландии связывает Восточную Азию и Западную Европу и может принести его владельцу солидный куш, а также геополитическое и стратегическое влияние. Из-за активного таяния ледников продолжительность сезона судоходства в Арктике постоянно увеличивается. Сегодня наиболее активно использует климатические изменения в регионе Россия. Но США не хотят отставать.
- Но речь идет не только о Северном морском пути. Широкий выход США через Гренландию к Северному Ледовитому океану (сегодня Соединенные Штаты обладают на берегах океана только Аляской) позволит Вашингтону претендовать и на контроль над Северным полюсом. Конечно, здесь интересы США столкнуться с интересами России, но Трамп очевидно не прочь пободаться за вершину мира.
- В Гренландии находится огромное количество уже открытых источников полезных ископаемых; по прогнозам, ещё больше месторождений находятся под толщей льда. По ряду оценок на острове сосредоточена примерно четверть мировых запасов редкоземельных металлов, которые очень востребованы в высокотехнологичном производстве, выработке электроэнергии, в космической отрасли и военной промышленности.
- Кроме того, в недрах острова находится огромное количество углеводородов. В Вашингтоне оценивают их в 31 млрд баррелей нефти, что сопоставимо со всеми известными на сегодня нефтяными запасами США. Гренландия богата также месторождениями золота, рубинов, графита и алмазов. Другими словами, США могут взять контроль над продажей и использованием тех ресурсов, которые важны для развития всей мировой экономики.
Неудивительно, что Д. Трамп заявляет, что в борьбе за остров намерен использовать любые средства. Как опытный бизнесмен он изначально высоко поднимает ставки в «гонке за Гренландию» и заявляет, что если Копенгаген откажется её продавать, то Америка резко увеличит пошлины на импорт всех датских товаров. Президент США не исключает и применение военной силы. В ответ власти Дании объявили об увеличении оборонного бюджета, однако на фоне ресурсов США это звучит несерьезно.
На заявление властей Гренландии о нежелании становиться частью США Трамп дал понять, что позицию жителей острова считает их собственной проблемой. Характерно его заявление, опубликованное в начале января 2026 г. в «Нью-Йорк Таймс», что во внешней политике он будет теперь опираться на свою собственную мораль, а не на международное право: «Есть одно ограничение. Моя собственная мораль. Мой собственный разум. Это единственное, что может меня остановить». То есть, если речь идет о какой-либо выгоде для США, то всё, что противоречит их интересам должно быть просто отброшено в сторону.
Вероломное нападение США на Венесуэлу и захват президента Николаса Мадуро вместе с супругой четко показало, что Америка не считается ни с кем и ни с чем, когда идет речь идет о серьезных деньгах и влиянии. Трамп заявляет, исходя из его же Стратегии национальной безопасности США, что на очереди для установления американского порядка теперь стоят Куба, Мексика и другие страны Южной и Северной Америки. Кроме Западного полушария под прицелом Трампа – Иран и Ближний Восток. Европа же должна молчать и слушать о том, что и как говорят в Вашингтоне.
Всё это еще раз свидетельствует, что США в очередной раз задумались о своей имперской миссии. При этом, Трамп не считает нужным прикрываться декорациями «защиты свободы», свойственными для демократической партии. Для него всё просто: есть цель, а она оправдывает средства. Если есть сила, то зачем стесняться её применять. Гренландия богата, так что же Америке мешает использовать её ресурсы и геополитическое положение по полной программе. Если не сейчас, то завтра может быть поздно.
Можем ли мы сегодня просчитать, как дальше будет действовать администрация США в отношении Гренландии? Очевидно, только приблизительно. Есть несколько вариантов, основанных, в частности, на поведении руководства Соединенных Штатов в 1940-х гг. и в конце ХХ века:
Трамп поднимает ставки в «гонке за Гренландию» до того момента, пока руководящие лица в НАТО, Евросоюзе и в самой Дании не заявят: делай, что хочешь, используй остров как хочешь, размещай там какие угодно базы, только сохрани гренландский суверенитет, а нам дай сохранить своё лицо;
Трамп упирается в твердолобость европейцев и гренландцев и тогда до предела поднимает всевозможные пошлины и вводит санкции, наблюдая, как будут реагировать его оппоненты. Если те сдадутся, то берет остров целиком, как свою особую «заморскую» территорию или 51-й штат;
Трамп сталкивается с непримиримой оппозицией в Европе и тогда в качестве убийственного аргумента заявляет, что больше не намерен её защищать в рамках НАТО от «злых» русских, китайцев… возможно корейцев, индийцев и т.д., - у Трампа хватает для этого воображения, а у европейцев – различных фобий. Одновременно президент усиливает санкции против европейской экономики. Здесь Трамп также выигрывает. Но против него может сыграть время: в Брюсселе надеются, что пока они будут затягивать конфликт интересов, Трампа уже переизберут, и в Белый дом придет более приемлемый для них кандидат;
Прямое военное вмешательство США в «гонке за Гренландию» маловероятно. Речь даже не о том «казусе», который непременно возникнет в натовских рядах: Америка в рамках НАТО должна выступить в защиту Дании от агрессора, хотя в данном случае она сама будет являться агрессором.
Дело касается более далеких перспектив: если Европе нужны США, то и Соединенным Штатам нужна Европа. Евросоюз для Америки является и рынком сбыта, и сферой влияния, и ископаемым человеческих ресурсов, без которых ни одна администрация в Вашингтоне еще не обходилась. В грядущей гонке за мировое лидерство, в конкуренции с Китаем, Россией, Индией и др., США в любом случае будет использовать потенциал Старого света. Тогда зачем Трампу его добивать и унижать полным захватом Гренландии?
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
День партизан и подпольщиков.
Памятные даты военной истории России
Освобождение Кишинёва от немецко-фашистских захватчиков. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
День победы над Японией и окончания Второй мировой войны. Памятные даты военной истории России
