En
EN
Поиск
novosti-mobilnogo-prilozheniya
В закладки

Легендарный минометный расчет. Подвиг братьев Шумовых

О шестерых братьях Шумовых, русских сыновьях Тувы, написана поэма «Россия». За свои подвиги, бесстрашие, точность и скорострельность братья Шумовы вошли в артиллерийские энциклопедии. Их называют легендами Ленинградского и Волховского фронтов.

Автор памятника — скульптор, член Московского союза художников Виталий Дмитриевич Шанов. Основание памятника — гранитный пьедестал, увенчанный многофигурной композицией. Шесть фигур, олицетворяющих братьев Шумовых, воевавших в одном миномётном расчёте, передают друг другу снаряды и ведут огонь из 120-миллиметрового миномёта по врагу.

Старшие и младшие

Собственно говоря, не все братья Шумовы были родными братьями. Они были сыновьями, в свою очередь, трёх братьев, в трудные годы Первой мировой войны переселившихся сюда, в слабо освоенный Урянхайский край — Никиты, Терентия и Егора Шумовых. К тому времени все будущие герои уже родились, а старший, Иван, уже даже помогал родителям в нелёгком крестьянском труде. Все как один, молодые Шумовы росли крепкими, статными, высокими, и при этом спокойными и деловитыми — в общем, воплощали собой тот настоящий тип работящего сибирского крестьянина.

Поселилось многочисленное семейство Шумовых в деревне Медведевке. Как многие другие русские переселенцы, составившие костяк населения деревни, приехали в эти удалённые края они, надеясь на здешнюю щедрую природу. Но жить тут оказалось тоже непросто — земельные наделы были безводными и гористыми, хлеба катастрофически не хватало, и старшие Шумовы перебивались либо заработками у более предприимчивых сельчан, либо охотой и рыбалкой. А дальше грянула Гражданская война, особенно люто отозвавшаяся в Сибири. Колчаковцы, семёновцы, унгерновцы, монгольские банды и китайские хунхузы, да и местные кулаки не раз поднимали антисоветские масштабы. Некоторые из Кочетовых ушли в партизаны и сражались, пока Красная Армия не оказала им помощь. 14 августа 1921 года начался новый этап истории этих земель — была провозглашена Тувинская Народная Республика.

Прошло двадцать лет, пусть не всегда лёгких и счастливых, как это часто бывало у крестьян. Подросло младшее поколение. Самым многочисленным потомство было у Никиты Фадеевича — Иван, Лука, Семён и Авксентий. У его двоюродного брата, Терентия Дементьевича, подрос сын Александр. Ещё один из шести вошедших в историю братьев Шумовых, Василий, был сыном Егора Фадеевича, родного брата Никиты Фадеевича, погибшего в Гражданскую войну. С возрастом они разъехались по соседним сёлам, многие обзавелись семьями. Но когда пришла война, все они решили идти на фронт.

Путь на фронт

По воспоминаниям, первым вопрос о том, чтобы идти «германца бить», поднял Иван во время охоты в тайге. Но идти без отцовского благословения они, люди традиционного воспитания, не могли, и к грозному отцу послали самого младшего, Семёна. Тот, памятуя о своих собственных братьях, сложивших головы в предыдущую войну с немцами, благословил, и даже помог собраться им на фронт. Впоследствии поэт Александр Прокофьев в своей поэме «Россия», посвящённой братьям, так опишет сцену, когда отец привёз сыновей на призывной пункт:

«Гори, сильней зари гори!

Ведь за Россию гордую

Идут в поход богатыри,

За дольную и горную.

Ее мы призваны стеречь,

Ее мы призваны беречь

От черного насилия.

А ну, держи, Фадеич, речь,

Ты встал перед Россиею!

И вот он держит речь свою —

Семь слов, давно продуманных:

«Я нынче родине сдаю

Полроты братьев Шумовых!»

И как река ломает лед,

Так вышли пятеро вперед!»

Пятым был Василий Егорович, почти двухметровый богатырь, присоединившийся к братьям на том же сборном пункте. А довершил историческую шестёрку уже в Минусинске Александр Терентьевич Шумов. К тому времени о братьях Шумовых слышали уже во многих военкоматах, равно как и об их горячем желании воевать вместе. Было это непростой задачей, и всё в том же Минусинске военком в итоге заявил им: «Нет, ребята, в пехоте вам делать нечего. Пойдёте в артиллерию! Там ваша силушка пригодится». В итоге на фронт прибыло после кратковременной учёбы полноценное, спаянное подразделение, которое уже умудрённые военным опытом командиры решили не разлучать. Командир расчёта Карнаухов тогда не случайно сказал командиру взвода лейтенанту Цивликову: «Толковые ребята! Освоят дело — цены им не будет».

Война

Братья получили 120-миллиметровый миномёт и были зачислены в 3-ю батарею отдельного миномётного дивизиона 11-й стрелковой дивизии. Более серьёзное орудие, чем стандартный пехотный 82-миллиметровый миномёт, он должен был обслуживаться как раз расчётом из шести человек. Командиром расчёта стал Александр Терентьевич Шумов, наводчиком — Лука Никитович Шумов, заряжающим — Василий Егорович Шумов, а двумя подносчиками, которые при перемещении миномёта исполняли обязанности ездовых — Иван Никитович и Авксентий Никитович Шумовы. Семён Никитович по пути на фронт заболел, и «догнал» братьев только в июне.

Братья быстро стали знаменитостями Ленинградского фронта. Их боевые успехи неоднократно описывали в газетах военные корреспонденты, отмечая слаженность их боевой работы, редкую точность и скорострельность, а также редкую физическую силу. Шумовы были едва ли не первыми, кто опроверг стереотип многих артиллеристов о том, что тяжеловесный неповоротливый миномёт не годится для стрельбы по быстродвижущимся целям. Братья выдавали за минуту по 15-17 мин, чуть не с «катюшьей» скоростью, тогда как среднестатистический расчёт выпускал по 7-8 мин (хотя по уставу требовалось по 10). Весь полк был свидетелем осветившего всю округу фейерверка после того, как однажды братья ловко подбили на ходу автомашину с боеприпасами.

Слава расчёта множилась — к ним приезжали представители генералитета, делегации ленинградских трудящихся, другие миномётчики перенимать опыт. Братья имели шесть медалей «За отвагу» на шестерых (правда, Семёну, «запоздавшему» на фронт, её вручили несколько позже), были отмечены в общей сложности семью орденами. Братьев не раз ранило, но, если раны были несерьёзные, они предпочитали перевязаться и тут же вернуться к орудию.

«Мины выли зло, точнее — люто,

Как всегда, зловещ был их полет.

Харкал восемнадцать мин в минуту

Шумовский тяжелый миномет.

Всюду немцев жгли предсмертным страхом

Мины в пуд, но бог здоровья дал,

Их Василий Шумов прямо с маху,

Как картошку, с маху в ствол кидал!»

Кульминацией славы братьев стали публикации в центральной прессе. Новогодний номер журнала «Огонёк» напечатал их фотографию. Главная газета страны «Правда» сообщала своим читателям: «Шумовский расчет – образцовый в батарее. Им уничтожено до двух батальонов гитлеровцев, сверх того – девять дзотов, 24 пулемета, много орудий и минометов врага». Сам прославленный конструктор-оружейник, создатель 120-миллиметрового миномёта Борис Иванович Шавырин, интересовался мнением Шумовых о качествах орудия в боевых условиях. А в 1944 году братьев в своей поездке на фронт встретил ленинградский поэт Александр Андреевич Прокофьев, впоследствии — автор поэмы «Россия», неоднократно цитировавшейся выше. Через братьев Шумовых Прокофьев продемонстрировал подвиг всего советского народа, советского солдата. Его поэма стала широко известна во всей стране, и в 1946 году получила Сталинскую премию.

К сожалению, из всех братьев-героев домой суждено было вернуться только половине. 29 июля 1944 года, когда бои шли уже под Нарвой, произошла трагедия. Возле хутора Апсаре в Эстонской ССР погибли Василий Егорович и Семён Никитович. Данные разнятся — то ли это произошло от разрыва упавшего рядом вражеского снаряда, то ли от разрыва бракованной мины в стволе миномёта. Спустя полгода, 2 декабря 1944 года, уже в Латвийской ССР, сложил свою голову Иван Никитович. Их могилы остались в далёкой Прибалтике, за освобождение которой трое братьев заплатили своими жизнями.

Александр Терентьевич был тяжело ранен и лечился целый год в тыловых госпиталях, но сумел выжить. Пережили войну Лука и Авксентий Шумовы. Все они благополучно вернулись в ставшей им родной Туву, где прожили остаток своей жизни. Долгие годы они честно трудились. Лука Никитович жил в селе Владимировка, работал в колхозе, вырастил одиннадцать детей, умер в 1972 году. Авксентий Никитович поселился в селе Самагалтай, трудился плотником, вырастил восьмерых детей, умер в 1980 году. Александр Терентьевич Шумов же поселился в республиканской столице, городе Кызыле, где долгие годы работал в городской типографии, затем надсмотрщиком городского телеграфа. Полученные ранения не поколебали его отменного сибирского здоровья — он прожил 101 год, уйдя из жизни 27 января 2015 года.

«Они идут, и сотни верст

Сломить их не смогли,

И если б путь их был до звезд.

Они б его прошли!

Их труд воистину велик,

Прославлен навсегда.

Сейчас воистину у них

Железная страда.

<...>

Не все дороги пройдены,

Исхожены пути,

Товарищ, лучше Родины

На свете не найти!

Знамена с вечной Правдою

Нам Родина дала.

Товарищ, будем храбрыми,

Чтоб Родина жила!

Чтоб Родина гордилась бы

Делами сыновей,

Во все цветы рядилась бы —

От гор и до морей!«

Сегодня информацию о братьях Шумовых можно встретить почти во всех справочниках об артиллерии времён Второй Мировой войны, есть упоминания о них и в мемуарах многих из тех, кто сражался под Ленинградом и освобождал Прибалтику. Первый миномёт их — гордость экспозиции Военно-исторического артиллерийского музея артиллерии, инженерных войск и войск связи в самом центре Санкт-Петербурга. Улица братьев Шумовых есть в тувинском райцентре посёлке Каа-Хем, причём своё имя она получила ещё когда трое братьев были ещё живы. В 1985 году, когда уже был жив только Александр Терентьевич, памятник братьям поставили в селе Самагалтай и назвали в их честь улицу уже там. Появившийся в Кызыле памятник сейчас, когда не осталось никого из братьев в живых, знаменует собой незабвенность совершённого ими, символ подвига тысяч таких же, как они, простых тружеников Тувы, ушедших на фронт защищать своё Отечество.

Теги:
ПодвигГероиВеликая Отечественная войнаАртиллерияПамятникиРВИО
21

Поделиться

Соцсети

Новое

Советско-китайские отношения в 50-е гг. XX века

Сеничев Вадим Евгеньевич

Атака шотландских горцев глазами очевидца

Эпоха работорговли в Африке

Колонизация Австралии

Найборт Людмила Ерофеевна

Сто дней Наполеона

Найборт Людмила Ерофеевна

Австрийская монархия Габсбургов в XVII-XVIII веках

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Наваринское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Подвиг крепости Осовец. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Невская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте