Будни войны. Стахановское движение. Часть 2

Развернувшееся Стахановское движение способствовало значительному росту производительности труда. С новой силой творческая инициатива новаторов проявилась в годы Великой Отечественной войны. Использовались такие стахановские методы, как многостаночное обслуживание, совмещение профессий, скоростная технология производства и строительства. Стахановцам принадлежала инициатива движения «двухсотников» (две нормы и более за смену), а затем «тысячников» (1000% нормы), создания «фронтовых бригад».
«Для организации производства танков и двигателей на вновь привлекаемых заводах требовались время, огромные трудовые усилия и большие капитальные затраты. Вместе, с тем, Красная Армия, ведя борьбу в исключительно тяжелой обстановке, несла огромные потери в боевой технике и, в частности, в танках.
Перевод народного хозяйства страны на военные рельсы в огромной степени осложнился вынужденным отходом наших войск в глубь страны. Отступление Красной Армии в первые же месяцы войны привело к тому, что основные заводы, выпускавший танковую технику, оказались под угрозой захвата врагом. Уже к осени 1941 г. фашисты стояли у блокированного Ленинграда, на подступах к Москве, вплотную приблизились к Харькову.
Производство бронетанковой техники в стране оказалось под угрозой полного срыва. Харьковский завод № 75, пока единственный, освоивший серийное производство танкового дизеля В-2, вынужден был прекращать производство м эвакуироваться в восточные районы страны.
Изготовление дизеля В-2 на Сталинградском тракторном заводе. В первые же дни войны было принято правительственное решение о переводе производства Харьковского тракторного завода (ХТЗ) на выпуск танковых двигателей В-2. Однако быстро меняющаяся обстановка на фронте вскоре заставила изменить эти планы. Государственный Комитет Обороны (ГКО) решил все производство двигателей ХТЗ с оборудованием и персоналом перебазировать на Сталинградский тракторный завод, где к этому времени уже начиналось изготовление танков Т-34.
Коллективы сталинградских и харьковских двигателестроителей с помощью специалистов завода №75 проделали огромную работу по подготовке и освоению производства дизеля В-2. Работу СТЗ в это время фактически возглавил заместитель наркома А. А. Горегляд. Выпуск дизелей В-2 на СТЗ начался в ноябре 1941 г. За ноябрь |и декабрь заводом было изготовлено 197 двигателей. Завод успешно справлялся с выполнением заданий по выпуску оборонной техники, в том числе и дизелей В-2. Уже в начале 1942 г. СТЗ стал одним из основных изготовителей двигателей В-2.
За образцовое выполнение задания по организации производства танков и танковых двигателей 8 февраля 1942 г. Сталинградский тракторный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. 248 работников СТЗ и заводов-смежников получили тогда государственные награды. Орденом Ленина был награжден А.А. Горегляд.
В марте 1943 г. на заводе № 77 стали создаваться «гвардейские бригады». За первую декаду марта было изготовлено уже столько дизелей, сколько их было сделано за весь февраль. В итоге месячное задание марта заводом было выполнено на 125%».
Прошло много лет и пройдет еще немало, будут написаны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе?
Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями.
Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941-1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и производственных мощностей.
В воспоминаниях ленинградцев, переживших блокаду, встречаются упоминания о том, как выловленная первой блокадной весной корюшка использовалась в пищу, ее перемалывали и делали фарш.
С июля 1943 года для улучшения снабжения рабочих и служащих на предприятиях Ленинграда начали создаваться отделы рабочего снабжения (ОРС). К концу 1943 года в городе действовало около 30 таких отделов. ОРСы занимались, в том числе, рыбозаготовками. В конце 1943 года ЛенТАСС сообщал о выполнении годового плана самозаготовок рыбы:
Передовые ОРСы прифронтового пароходства выполнили годовой план вылова рыбы. Первым завершил выполнение годового задания ОРС, возглавляемый тов.Козловым. Работникам ОРСа выловлено 16,2 тонны леща, судака и сига. Успешно справился с годовой программой ОРС, где начальником тов. Северов, добывший 15,8 тонн рыбы. Оба ОРСа произвели засолку выловленной рыбы. Речники этих пристаней обеспечили себя дополнительным питанием на зиму и на первый период навигации. Лов рыбы продолжается. ЛенТАСС.
Источники и литература:
Зубов Е.А. Двигатели танков. М.: НТЦ «Информтехника», 1991
Новое
Видео
Памятные даты военной истории России
Бородинская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России. 15 августа 1799 г. Битва при Но́ви.
Галицийская битва. Памятные даты военной истории России
Памятные даты военной истории России