En
EN
Поиск
novosti-mobilnogo-prilozheniya
В закладки

История строительства и восстановления после разрушительных оборон Храма Святых Апостолов Петра и Павла (на городском холме) в городе Севастополе

Петропавловский собор, заложенный в XIX веке и переживший войны и восстановления, – живой свидетель истории Севастополя

16 сентября 2025 года в Севастопольских СМИ появилась информация о долгожданной реставрации  двух Храмов, которые по  словам Губернатора Севастополя Михаила Владимировича Развожаева являются:  «…неотъемлемой частью культурного ландшафта Севастополя: Петропавловский собор имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, а Покровский — регионального, что подчеркивает их особую значимость для города и страны.

Реставрация соборов — важная миссия по сохранению памяти поколений. Петропавловский собор, заложенный в XIX веке и переживший войны и восстановления, и Покровский собор, глубоко укорененный в духовной жизни города, остаются живыми свидетелями истории Севастополя. Их возвращение к первоначальному величию станет значимым событием не только для горожан, но и для всей России, подчеркивая уважение к национальному и региональному культурному достоянию».

«Пережил войны и восстановления» Петропавловский собор благодаря неравнодушным людям, беззаветно любящим и уважающим Славный Севастополь.

В конце XIX века, «возвращение к первоначальному величию» Петропавловского собора, разрушенного во время первой обороны Севастополя в Крымскую войну 1853-56 гг., стало возможным благодаря Потомственным почетным гражданам коммерции советнику Кундышеву-Володину Сергею Лупповичу и, тогда еще купцу второй гильдии, Максимову Алексею Андреевичу.

А «Важной миссией по сохранению памяти поколений» в наши дни является деятельность кандидата исторических наук Прокопенкова Вадима Николаевича Руководителя Исторического клуба «Севастополь Таврический», издающего серию документально-исторических альбомов «Севастополь. Исторические хроники». В 2021 году в этой серии было издано уникальное исследование Вадима Николаевича «Храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла. (Петропавловский собор)».

Открывает эту публикацию обращение Настоятеля Храма, протоиерея Георгия Дария «Слово Настоятеля Храма»:

«Все апостолы трудились над устроением Церкви Христовой, но святые первоверховные апостолы Петр и Павел потрудились больше всех и за свою пламенную ревность и горячую любовь ко Господу Иисусу Христу названы первоверховными, как достойные всякой похвалы.

Петр-Камень недвижимый в основании Церкви; Павел – движимая сила созидания; тот Церковь держит, а этот – строит.

Церковь прославляет апостолов Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога Живаго, а Павла яко паче иных потрудившегося и причисленного к апостолам Духом Святым (2 Кор. П, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость. Петр предводитель апостолов от земного призвания Христа, а Павел от призвания Небесного, два столпа Церкви, два различных характера, два столпа веры, два диаметрально противоположных характера, но едины в вере, любви и надежде. Один вдохновленный простец, другой неистовый оратор и оба приходят к единому славному окончанию своего земного пути. Они олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: “Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам”» (Мф.28, 19-20).

Первые сведения о храме связаны с анатолийскими греками. Именно их община составляла подавляющее число населения Центрального городского холма (прозванного «Хребтом беззакония» из-за населявших хижины и землянки представителей городских низов и преступного мира). Здесь греки и выстроили в 1792 году деревянную церковь, которую нарекли Петропавловской и освятили ее весной 1793 года.

К 1837 году церковь требовала ремонта, но из-за отсутствия средств решено было только заменить деревянный купол новым каменным. Работы были почти завершены, когда осенью этого года разразилась буря и каменный купол обрушился, погребя под собой храм.

Инициатором и вдохновителей строительства нового храма был главный командир Черноморского флота адмирал Михаил Петрович Лазарев. В день Святых Апостолов Петра и Павла 24 июня (по старому стилю) 1839 года митрополит Агафангел совершил торжественную закладку нового храма, строительство которого велось четыре года».

 Архитектура Храма

 Кандидат исторических наук Прокопенков В.Н. продолжает: «Многие путешественники, побывавшие в Севастополе, отмечали сходство Петропавловской церкви с храмом Тесея в Греции, который находится в центре Афин.

По мнению современных исследователей, севастопольский храм Петра и Павла не является прямым подражанием афинскому периптеру и тем более его точной копией. Количество колонн древнегреческого и севастопольского зданий, как и планировка, существенно отличаются. Сходство объясняется самой стилистикой архитектурного романтизма первой половины ХIХ века.

В то время зодчие, следуя возросшему интересу к отечественной и мировой истории, обращались к образцам античной или средневековой архитектуры. Известно, что адмирал М.П. Лазарев, по инициативе которого сооружен величественный Петропавловский храм, был приверженцем классицизма.

Здание построено из сарматского известняка. Храм поставлен на высокий стилобат, окружен колоннадой из 44 колонн дорического ордера с 19 вертикальными каннелюрами.

На восточном фронтоне размещен скульптурный рельеф в виде Всевидящего ока Божия. Такое неканоническое символическое изображение широко применялось в оформлении храмов Российской империи с ХVШ века. На западном фронтоне со стороны входа изображены Скрижали Ветхого Завета и Евангелие, а посредине – Чаша Благословения (Приобщения).

 Исторические хроники

 1837 год

В ночь с 5 на 6 ноября на Севастополь обрушилась буря. Храм получил сильные разрушения. Но и без того здание, простоявшее 45 лет, постепенно пришло в ветхость…

«Примерная смета на построение в Севастополе Петропавловской греческой церкви» содержала сведения о необходимости поставки 4900 штук инкерманского камня, 1550 кг извести, 1000 пудов алебастра, песка, железных листов, гвоздей и прочего материала.

М.П. Лазарев одобрил это предложение, однако для начала работ требовалось и одобрение императора…

Ключевым событием этого года стало посещение Севастополя императором. 10 сентября Николай I с многочисленной свитой прибыл на пароходе «Северная звезда» …

Во время августейшего визита производились смотры эскадры, инспекции строящихся укреплений. Император провел встречи с военачальниками, заслушал доклад командира Черноморского флота и портов вице-адмирала М.П. Лазарева, других должностных лиц. Как писали очевидцы, Николай I был в хорошем расположении духа и оперативно принимал решения по многим вопросам строительства крепости.

Вице-адмирал Лазарев представил императору докладную записку, в которой изложил идею восстановления Петропавловской церкви. В ней говорилось: «…На сооружение нового на том месте храма святых Петра и Павла, осмеливаюсь всеподданнейше представить составленные оному чертеж на Высочайшее Ваше, Всемилостивейший Государь, утверждение, докладывая при том, что для возведения храма этого с употреблением на то материалов от разрушившейся церкви остающихся, исчислено примерно до

40 547 рублей» …

1839 год

Утвержден проект храма, включающий детальные чертежи и подробную смету. Его автором стал подпоручик 15-го рабочего экипажа, выпускник императорской Академии художеств Василий Александрович Рулёв. Он же спроектировал и построил многие другие здания в городе.

29 июня, в день святых апостолов Петра и Павла, настоятель Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря митрополит Агафангел Типальдо совершил торжественную закладку фундамента нового здания церкви.

Вице-адмирал Лазарев рассматривал два варианта содержания восстанавливаемого храма: Комитетом Южного округа морской строительной части Военного ведомства, либо попечением города.

Начальник Главного морского штаба по ходатайству М.П. Лазарева обсудил этот вопрос с императором и сообщил, что церковь по-прежнему будет находиться в епархиальном ведомстве, а строительство следует произвести лицами, состоящими в распоряжении Главного командира Черноморского флота и портов. В итоге было принято решение о гражданской юрисдикции над храмом, который передавался в епархиальное управление.

Для «хозяйственных распоряжений» был утвержден Временный комитет, действовавший согласно установленным Правилам…

1840 год

11 августа инженер-подпоручик Рулёв подал в канцелярию Главного командира Черноморского флота и портов рапорт, в котором указывал: «По предписании оной канцелярии от 30 июля имею честь доложить, что кладка фундамента для построения в Севастополе Петропавловской церкви назначена по смете по готово распланированному месту»…

В начале декабря Временный Комитет для постройки в Севастополе Петропавловской церкви обратился к Главному командиру Черноморского флота и портов вице-адмиралу Лазареву с рапортом «относительно поделки двух куполов и креста с позолотой для Петропавловской церкви»…

1841 год

Летом этого года на транспорте «Слон» доставили иконостас для Петропавловской церкви под кураторством членов Комитета.

1842 год

1 декабря М.П. Лазарев писал своему ближайшему другу А.А. Шестакову: «…Церковь Петропавловская снаружи почти окончена, купол и крест поставлены на место; в будущем лете надеемся освятить ее. Смотрится чрезвычайно хорошо…».

1843 год

В мае в Севастополь из итальянского города Каррара прибыли мраморные статуи святых Апостолов Петра и Павла, выполненные скульптором Фернандо Пелличио (автором мраморных львов на Графской пристани) по образцу работ знаменитого датчанина Бертеля Торвальдсена.

Накануне освящения нового храма встал вопрос о том, на каком языке проводить богослужения – по-прежнему на греческом или на русском. В связи с этим адмирал М.П.Лазарев писал архиепископу Херсонскому и Таврическому Гавриилу: «По этому предмету я позволю себе привести Вам мою покорнейшую просьбу о приказании, чтобы литургия в храме сем совершаема была на русском языке в том убеждении, что Севастополь населен большею частью русскими, не понимающими греческого языка, между тем как самая незначительная часть греков состоит из лиц служащих и, следовательно, вполне понимающих по-русски. Прочим же грекам, по особому Высочайшему повелению воспрещено и жительство в Севастополе».

Согласившись с этим доводом, архиепископ Гавриил благословил вести службу на русском языке.

Членами Комитета была разработана подробная «Инструкция старшинам и ктитору Петро-Павловской церкви, двум служникам и двум сторожам», которую подписал Генерал-адъютант адмирал Михаил Лазарев.

5 сентября (по другим данным 5 октября) состоялось освящение храма архиепископом Херсонским и Таврическим Гавриилом. Об этом событии практически не сохранились сведения.

1844 год

В нишах главного фасада по сторонам от входа установлены мраморные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Со временем небольшие доходы церкви стали расти, возникла необходимость принять решение о том, как ими распоряжаться. Архиепископ Гавриил писал в адрес морского министерства: «… Решили, что все собираемые деньги за продажу свеч и кружечные сборы вносимы были чрез избранного попечителя в Севастопольское портовое казначейство».

8 декабря в письме в адрес А.А.Шестакова М.П.Лазарев рассказывал: «…Они [работы] идут, смотря по получаемым средствам, довольно успешно: Петропавловская церковь, построенная в древнегреческом вкусе (афинского Парфенона), окончена и с окружающими ее колоннами красуется на высоте!

Апостолы Петр и Павел в натуральную величину, иссеченные из мрамора в Карраре по образцам Торвальдсена, украшают ее вход».

«Церковь эта перестроена в лучшем архитектурном виде», - отзывается о храме архиепископ Гавриил.

1848 год

Место настоятеля Петропавловской церкви, сменив протоиерея Антония Аргириди, занял магистр богословия протоиерей Арсений Лебединцев.

1850 год

На пароходе «Владимир» в Севастополь прибыл великий князь Константин Николаевич. В этот день после краткой молитвы в Петропавловской церкви Его Высочество «изволил осматривать офицерскую библиотеку, старые казармы флотских нижних чинов, дом собрания флагманов и капитанов, памятник Казарскому, Николаевскую батарею, строящуюся вокруг города стену и Александровскую батарею».

1853 год

«Формулярные списки о Севастопольской Петропавловской церкви и ее священно и церковнослужителях за 1853 год» содержат следующие сведения: «На месте прежней греческой, построенной в 1792 году, вновь выстроена по Высочайше утвержденному плану на сумму, пожалованную, Высочайше взаимообразно отпущенную Святейшим Синодом и частных пожертвований и 1843 года 5 сентября епархиальным архиепископом Гавриилом освящена.

Зданием каменная, престол в ней один во имя святых Апостолов Петра и Павла. Утвари достаточно. Причта было издавна: священник один, дьячок один и пономарь один…

Земли усадебной, пахотной и сенокосной нет…».

1854 год

5 октября началась героическая оборона Севастополя, ставшая ключевым событием Крымской (Восточной) войны 1853-1856 годов. Защитникам города противостояли численно превосходящие объединенные силы Великобритании, Франции, Турции, Сардинии. В грандиозном столкновении было задействовано более 250 000 солдат и офицеров, общие потери с каждой из сторон превысили 100 000 человек, значительная часть которых умерла от болезней и жестоких условий необычайно холодной зимы.

За время осады городские кварталы и укрепления подверглись шести разрушительным бомбардировкам, в ходе которых союзники выпустили более 1 300 000 снарядов. Адмиралтейский собор святителя Николая, один из заметных ориентиров в Севастополе, получил прямое попадание неприятельской бомбы.

Описывая шестой день бомбардировки Севастополя 10 октября 1854 года настоятель Петропавловского храма Арсений Лебединцев сообщал: «Церковь оставалась, как и теперь, ежедневно открытой до вечера». И далее: «Люди, не отходившие от церкви (большей частью женщины) таяли от страха и плакали. Я нашел лучшим вторично пригласить их на молитву в церковь…».

12 октября настоятель сообщает: « в 4 часа, когда уже звонили к вечерне, пала бомба повредила крышу…». Несмотря на значительные повреждения церкви, благочинный, тем не менее сообщает: «Службу будем продолжать, пока будет, где служить».

1855 год

28 августа 1855 года Южная сторона Севастополя была оставлена русскими войсками, что положило конец беспримерной 349-дневной обороне Севастополя. Союзники подвергли захваченный город полному разграблению. Было расхищено все, что представляло материальную ценность или интерес в качестве сувениров. По приказу командующего французскими войсками в Крыму, мраморные статуи апостолов Петра и Павла, украшавшие восточный фасад посвященной им церкви, были вывезены в Константинополь и установлены в часовне у здания французского посольства.

1856 год

В марте в Париже по итогам Крымской войны был подписан мирный договор, согласно которому Россия лишалась права иметь флот и укрепления на Черном море.

После Крымской войны Севастополь, а вместе с ним и Храм Петра и Павла, долго лежал в руинах. Восстановление требовало значительных средств, которых в казне не хватало…

В донесении епископа Таврического и Симферопольского Алексия в Правительствующий Синод отмечалось, что по сведениям благочинного церквей Севастопольского округа протоиерея Арсения Лебединцева, от Петропавловской церкви уцелели лишь стены, в фундаменте были трещины, «крыши, потолка, полов, дверей ничего нет, все это, как видно из оставшихся деревянных огарков, сгорело». Стены внутри были «обезображены надписями и карикатурами, для святых оскорбительными». По мнению архитектора и настоятеля протоиерея Демьяновича, «исправить» церковь было «решительно невозможно».

1857 год

Причт церкви на городском холме перешел в новую Петропавловскую церковь, построенную на средства севастопольских купцов на ул.Большая Морская на месте подворья Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря.

1860 год

В материалах Таврической духовной консистории 25 января упоминается о деле «Об испрошении Высочайшего соизволения на укрепление за Петропаловской церковью места от дома, завещанного капитаном Сарандинаки». А в журнале Таврической духовной консистории была сделана запись 12 октября, о том, что Севастопольский купец 1-й гильдии Ефим Тимофеевич Кашин завещал Петропавловской церкви на помин его души 50 рублей.

1884 год

В газете «Севастопольский справочный листок», выходившей с 1882 года, в одной из частных публикаций под названием «Поле Альминского боя» 30-летию годовщины сражения прозвучали такие слова: «Севастопольцы, смело ходатайствуйте о разрешении вам повсеместной в России подписки на улучшение положения могил ваших защитников и восстановлении величественного храма Петра и Павла. Мы не посрамим земли нашей. Мы соберем потребную сумму, сделаем то, что позабывали почему-то сегодня. Севастополь вскоре оживет, близко время, когда он заполнится новым поколением моряков!».

1886 год

17 марта на заседании Таврической духовной консистории рассмотрен вопрос по требованию Севастопольской городской управы об ограждении места вокруг развалин старой Петропавловской церкви в связи с предстоящим приездом государя императора Александра III. Несмотря на то, что церковь более 30 лет не приносила дохода, консистория рекомендовала причту за счет церковных сумм “приступить к огороже причтового пустопорожнего места на Екатерининской улице и устройству пред ним, со стороны упомянутой улицы, тротуара”».

После визита императора |Александра III в Севастополь, восстановление Храма |Святых апостолов Петра и Павла сдвинулось с мертвой точки. 

Подробно об этом можно узнать  из архивного дела 62 РГА ВМФ   опись 3, фонд 410  «О разрешении коммерции советнику С. Кундышеву-Володину реставрировать собор в Севастополе, разрушенный во время Крымской войны», где хранится переписка  1887-1889 гг. обер-прокурора  Святейшего Синода члена  Комитета министров К.П. Победоносцева , Управляющего Морским министерством адмирала И.А. Шестакова, тогда товарища (заместителя) Министра внутренних дел В.К. Фон Плеве и Н.М. Чихачева,  после смерти в 1888 году адмирала И.А. Шестакова, исполнявшего обязанности управляющего Морским министерством.

На первой странице архивного дела есть историко-статистическая   справка с указанием количества населения Севастополя и квартирующихся войск военно-морской крепости, а также прихожан действующих Церквей:

 «Население: В г. Севастопополъ жителей 26.000, обоего пола

Квартирующихъ войск - 9.000 ч.

_______________________

35.000.

В томъ числъ: Православного

въроисповедания 28.350 человек,

обоего пола

 

Церкви: Въ г. Севастополъ

Адмиралтейский Соборъ на- 800ч.

Михайловская церковь(особого

причта не имеетъ, а служение въ

ней производится духовенством

Адмиралтейского Собора, когда

нет служения в Соборъ на - (400 ч.)

Петропавловская церковь на- 600ч.

 

При Реальномъ училище церковь на- 300ч.

 

Владимирский соборъ, еще не

оконченный на - (300ч.)

 

На Корабельной слободкъ

Приписная къ Адмиралтейскому

собору,Св.Митрофания церковь на - 400ч.

 

Церковь 49 Брестского полка на - 300ч.

 

На Северной стороне

Петропавловская церковь на - 300ч.

 

Церковь в здании казармы 50-го

Белостокского полка на - 200 ч.

___________________

Итого - 2900чел.

 

Загородные церкви

На стотысячном кладбище 300 ч.

Городском кладбище 400 ч.

 

На месте этого храма была древняя Греческая церковь. разрушившаяся в 1827 году. Вместо ея на ассигнованную Морским ведомством сумму въ 100 тысяч рублей ассигнациями выстроенъ настоящий храмъ (:по инициативе Адмирала Лазарева:), освященный в 1843 году. – До начала Крымской войны из церковных сумм возвращено Морскому ведомству до 70 000 рублей. Остальной долгъ, за разрушением храма (1853-55гг) прощенъ.

В конце 1870 года, по инициативе Его Императорского Величества Константина Николаевича возникло предложение о возобновлении этого храма. Исчислено было 40 тыс. рублей серебром. Планы соображения и сметы переданы были строителю Храма Св. Владимира Инженеру Генерал-майору Чистякову, но разрешения не последовало (сообщено Протоиереем Александром Демьяновичем)». 

Во время посещения Севастополя в 1887 году Император Александр III обратил внимание на разрушенный храм. В письме, занимавшему тогда пост товарища (заместителя) Министра внутренних дел В.К. Фон Плеве, Управляющий Морским министерством адмирал И.А. Шестаков, сопровождавший Императора в Севастополе, писал:

 

«20 июня

1887 года

№ 305

Милостивый государь, Вячеслав Константинович

Во время пребывания Государя Императора весною минувшего года въ Севастополе, Его Величество обратил внимание на разрушенный в Крымскую кампанию местный Петропавловский собор и изволил высказать, что храм этот до сего времени стоит не возстановленным в первоначальном его виде. Его Величество и после спрашивал меня о положении этого храма и я был особенно счастлив доложить Государю Императору, что Севастопольский обыватель Коммерции Советник Кундышев-Володин в бытность свою на днях в С.-Петербурге по деламъ с Морским ведомством, между прочим заявил о готовности своей возстановить Петропавловский собор в Севастополе, частично своими средствами, частично при содействии других жертвователей, которых он имеет ввиду.

Его Величество милостиво приняв ревностную готовность г.Володина возстановить Петропавловский собор высочайше соизволил разрешить ему возстановление храма.

Сообщая о том Вашему Преосвященству имею честь покорнейше просить не отказать в объявлении по телеграфу местной гражданской власти о последовавшем Высочайшем разрешении так как г.Володин ввиду наступающего Дня Празднования Св.Апостолов Петра и Павла, приступает нынче же к первоначальным работам по возстановлению Петропавловского собора.

Прошу Ваше превосходительство принять уверение в совершенном моем почтении и преданности.

Его Превосходительству В.К.

Фон Плеве

И.Шестаков». « ТОВАРИЩЪ

МИНИСТРА

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 Вследствии письма Вашего Высокопревосходительства отъ 20 июня за № 305, которым изволили сообщить мнъ о воспоследовавшемъ Всемилостивейшемъ соизволении разрешить Севастопольсокму обывателю Коммерции Советнику Сергею Кундышеву-Володину возобновить въ прежнемъ виде Православный Храмъ Св.Апостолов Петра и Павла въ гор.Севастополъ, разрушенный неприятелемъ во время осады этого города, я имелъ счастие всеподданнейше представить на Высочайшее благоусмотрение доставленный в Министерство Внутреннихъ Делъ 28 сентября сего года Коммерции Советником Кундышевымъ-Володинымъ проектъ на возобновление означеннаго Храма.

На всеподданнейшемъ докладе моем по сему предмету Его Императорское Величество собственною рукою Высочайше соизволилъ начертать: «Нельзя ли отыскать старые рисунки храма как наружнего вида, так и внутренней отделки».

Сообщая о такомъ Высочайшемъ повелънии Вашему Высокопревосходительству, имею честь покорнейше просить Васъ, Милостивый Государь, почтить меня увъдомлениемъ, - нетъ ли въ Морскомъ Министерстве какихъ либо чертежей и свъдънiй, относящихся до первоначальной постройки означеннаго Храма, и если окажутся, неоставить доставленiемъ таковыхъ.

При этомъ имею честь присовокупить, что по справкам Техническо-Строительнаго Комитета и по объяснению Коммерции Советника Кундышева-Володина на местъ въ гор.Севастополе никаких чертежей означенного Храма нетъ.

Примите, Милостивый Государь уверение въ совершенномъ моемъ почтенiи и преданности.

№ 1914

В. Плеве

29 октября 1887 года».

  

И.А. Шестаков отвечает:

«3 ноября

1887 г.

Его Превосходительству В.К.

Фон Плеве

 

Милостливый  Государь

Вячеслав Константинович

Вследствiе письма Вашего Превосходительства отъ 29 октября сего года

№ 1914 имею честь уведомить, что в архивъ Морского Строительного Комитета хранятся Высочайше утвержденные в 1837 году планы и чертежи, по которымъ былъ построен , впоследствiи разрушенный Православный Храмъ Св. Апостоловъ Петра и Павла в г.Севастополь.

Препровождаю при сем, согласно выраженному Вашимъ Превосходительствомъ желанию означенные планы и чертежи.

Прошу Васъ, Милостивый Государь, сделать распоряжение о доставлении ихъ, по миновании надобности, въ Морское Министерство…

Примите, Милостивый Государь, заверения въ совершенномъ моемъ почтении и преданности

Подписалъ: И.Шестаковъ».

«МИНИСТЕРСТВО

ВНУТРЕННИХ ДЕЛЪ

____________

ТЕХНИЧЕСКО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

КОМИТЕТЪ

ОТДЕЛЕНИЕ П

21 ДЕКАБРЯ 1887 г.

С.-Петербург

№ 2310 Въ Канцелярию Морского

Министерства

 

….Во исполнение означенной Высочайшей воли коммерцiи советник Кундышевъ-Володинъ снабженъ от Техническо- Строительного Комитета, для исполнения, чертежами помянутого храма въ томъ виде, какъ онъ существовалъ до его разрушения, скопированными с чертежей, хранящихся в Морском Министерствъ.

Председатель Э.И. Жибер».

И завершает эту переписку письмо  Управляющего Морским министерством. Николая Матвеевича Чихачева, преемника умершего В 1888 году И.А.Шестакова:

 

« 24 декабря

1889 года

№ 768

Победоносцеву

Милостивый  Государь, Константинъ Петровичъ

Покойный Генерал Адъютант Шестаковъ, письмомъ от 20 июня 1887 № 305  уведомлялъ Ваше Высочество, что Государю Императору благоугодно было милостиво разрешить Коммерцiи Советнику Кундышеву — Володину приступить къ возстановлению, на его, Володина, пожертвование, разрушенного въ Крымскую компанию Петропавловского Собора въ Севастополе въ первоначальномъ видъ.

Ныне г. Кундышев- Володин телеграммою его изъ Севастополя извещаетъ меня, что работы по возстановлению этого храма окончены, и что 17 сего декабря последовало его освящение.

О вышеизложенном имею честь сообщить Вашему Высочеству на случай, если Вамъ благоугодно будетъ доложить Государю Императору о последовавшемъ освященiи восстановленного усердиемъ г.Кундышева- Володина храма.

Прошу Ваше Высочество принять уверение въ совершенномъ почтенiи и преданности.

Подписалъ : Н. Чихачев».

 

Вот как описывается это событие в заметке «Крымского вестника» от 14 декабря 1889 года, хранящейся в Российской государственной библиотеке. (орфография и пунктуация источника сохранены): «Возстановление севастопольской Петропавловской церкви, разрушенной 1854-1855гг., предпринятое, как известно на средства коммерции советника г. Кундышева-Володина, в настоящее время окончено как снаружи, так и внутри; остается еще не отделанным флигель, в котором предполагается помещение причта. Внутреннее благолепие храма не оставляет желать лучшего; особенно обращает на себя дорогой мозаичный пол и отделка потолка – лепная работа – розетками. Иконостас, по воле Его Величства Государя Императора, возобновлен в том самом виде, в каком он существовал до своего разрушения. Возстановление храма обошлось свыше 60 тыс. руб., из которых 15 пожертвованы николаевским купцом г. Максимовым, а остальные г. Кундышевым-Володиным. В прошлое воскресенье в возобновленном храме происходило освящение крестов, ныне водруженных уже на храм. Освящение реставрированнаго Петропавловскаго храма назначено на воскресенье, 17-го декабря, для каковой цели Епископ Таврический изволит прибыть из Симферополя 15-го числа вечером. В субботу, 16-го числа, вечером, Его Преосвященством в возобновленном храме будет совершено всенощное бдение, а в воскресенье, 17-го числа, утром, в сослужении Почетнаго Симферопольскаго и Местнаго Севастопольскаго Духовенства, совершено будет освящение Престола и Храма, после чего последует божественная литургия. В последующие семь дней, по освящении храма, будут совершаться обычным порядком. Ко дню освящения возстановленнаго Петропавловского храма приглашен настоятель одесскаго кафедральнаго собора, протоиерей о.Лебединцев, бывший настоятель севастопольскаго Петропавловскаго храма до крымской войны. При о.Лебединцеве тот храм был построен, а в крымскую войну и разрушен».

После освящения храма Сергей Луппович Кундышев-Володин был назначен ктитором храма, а Алексей Андреевич – его заместителем. Об этом читаем запись в «Формулярном деле А.А. Максимова 06.05.1886г-09.12.1902г.» (РГИА Фонд796опись438дело59): «Купец 1 гильдии Максимов Алексей Андреевич 26 сентября 1889 года Его Преосвященством Епископом Таврическим утвержден помощником ктитора новой Петропавловской церкви в городе Севастополе».

В России XIX — начала XX века ктитор — специальная должность в церквях военного ведомства. В обязанности ктитора входило управление хозяйством и внешним порядком. В отличие от церковных старост приходских церквей, избираемых прихожанами, ктиторы назначались военным начальством, перед которым и отчитывались (совместно с причтом) во всех хозяйственных операциях полковых церквей, насколько они велись на средства полка. В тех полковых церквях, при которых имелись приходы существовали одновременно и старосты, и ктиторы.

Петропавловский храм являлся крупным учебным центром – при нем находились церковно-приходская школа, несколько училищ и гимназий.

В том же Формулярном деле Потомственного почетного гражданина Головы города Севастополя 1901-1908гг. А.А. Максимова находим следующие записи, связанные с Петропавловским Храмом:

«17 октября 1890 года Получил Высочайшую благодарность за поднесение Государю Императору видов Петро-Павловского храма и заботы его о снабжении этого храма и устройство училищного здания».

«1 ноября 1890 года. Преосвященным Епископом Таврическим утвержден в звании Попечителя Церковноприходской школы при возобновленной Петро-Павловской церкви».

После смерти тестя, С.Л. Кундышева-Володина, А.А. Максимов «16 апреля 1893 года Его Преосвященством Епископом Таврическим утвержден в должности Старосты возобновленной Петропавловской церкви», которую исполнял до своей кончины в 1908 году. В «Исторических хрониках» кандидата исторических наук Прокопенкова Вадима Николаевича узнаем, что:

1910 год

Согласно «Справочной книге для Таврической Епархии», к севастопольской Петропавловской церкви приписано 67 дворов, среди прихожан насчитывается 270 мужчин и 435 женщин. В попечении церкви находились мужское и женское церковноприходские училища, техническое училище, две женские гимназии и две прогимназии (с программой младших классов).

Настоятелем церкви был 55-летний протоиерей Михаил Бензин. В причте состояли дьякон Иоанн Попов (37лет), церковный староста надворный советник Порфирий Данилов и просфорница Мария Ржавская.

Доходы от храма за 1909 год составили 3453 рубля 87 копеек. Самая значительная сумма была выручена с продажи свечей – 2328 рублей 30 копеек.

1911 год

В церковной Ведомости О Петропавловской церкви Ялтинского уезда Таврической епархии города Севастополя указано:

«Здание каменное, колокольня каменная, построена в отдельности от церкви смежно со школою, колоколов на ней нет. Престолов – один. Утвари – снабжена достаточно…

Имеющиеся в приходе школы: церковноприходские мужская и женская, реальное и техническое училище, женская казенная и частная гимназии… Меньковское ремесленное училище. Церковная школа помещается в доме церковном, на содержание ее отпускается от севастопольской городской управы 850 рублей и от церкви 30 рублей. В сем году обучается 40 мальчиков и 28 девочек…».

1914 год

Началась Первая мировая война.

27 июля в Покровском соборе совершено Всенародное молебствие «Господу Богу о даровании Нашему Обожаемому Монарху и его Христолюбивому воинству победы над врагами».

В Петропавловской церкви на Городском холме в это время служили протоиерей Михаил Бензин, дьякон Иван Попов и священник Николай Дмтриевский.

1916 год

21 сентября газета «Крымский вестник» сообщала: «Приходское попечительство при севастопольской Петропавловской церкви продолжает свою деятельность по оказанию помощи семьям лиц, призванных на войну. В августе месяце, как и прежде, производилась раздача пособий в прежнем размере наиболее нуждающимся прихожанкам из семей запасных».

1920 год

29 января в храме прошли выборы церковного старосты. Единогласным решением на эту должность был выдвинут и затем утвержден епархиальным начальством ее прихожанин, домовладелец Иван Петрович Карнилович.

1 марта газета «Крымский вестник» сообщила свои читателям, что епископ Севастопольский преосвященный Вениамин (Федченков) совершит богослужение в различных церквях, в том числе в Петропаловской: 24 марта всенощное бдение, 28 марта литургию и елеосвящение и литургию 30 марта.

Осенью в Севастополе разыгрался один из последних актов драмы Гражданской войны в России. Длившаяся с 7 по 17 ноября наступательная операция войск Южного фронта Красной Армии против Вооруженных сил юга России (армии генерала П.Н.Врангеля) завершилась прорывом укреплений на Перекопском перешейке.

14 ноября закончилась эвакуация гражданских и военных беженцев из Севастополя, уход оставшихся кораблей Черноморской эскадры и пассажирских судов. 15 ноября части Красной Армии вошли в Севастополь и Феодосию.

Всего из Севастополя и городов Крыма ушло в изгнание более 146000 человек на 126 кораблях и судах. Эти события получили название «Крымская эвакуация» или «Русский исход».

1923 год

19 августа религиозная община «святой православной соборной и апостольской церкви при храме Св.апостолов Петра и Павла» подала в церковное управление Севастопольского окружного исполнительного комитета на регистрацию свой устав. 2 ноября Севастопольский окружной отдел ГПУ сообщил, что препятствий к утверждению устава не имеется.

Религиозная община Петропавловской церкви заключила договор с органами местной власти на пользование зданием.

1927 год

В июне и сентябре в Крыму произошли землетрясения, второе из которых в ночь на 12 сентября, было особенно сильным. Пострадал Главпочтамт и другие дома в центре города и слободках, здания в Балаклаве. Во время подземных толчков с колокольни Покровского собора упал крест.

1929 год

Одна из старейших церквей Севастополя, Михайловская, прекратила свое существование, как православный храм. Община была подведена к невозможности материально содержать здание, платить требуемые налоги и была вынуждена отказаться от его аренды.

12 апреля представителями органов власти проведено обследование Михайловской церкви. Часть верующих попросила разрешения перейти с причтом в Петропавловскую церковь и перенести туда имущество, на что было получено согласие властей.

В свою очередь, увеличение числа прихожан спасло Храм Петра и Павла от закрытия в это время.

6 ноября начальник административного отдела жилищно-арендного кооперативного товарищества сообщал в Севастопольский городской совет: «На ваш материал, направленный в Административный отдел по делу ходатайства ЖАКТов ул.Луначарского о ликвидации Петропаловской церкви, сообщаю следующее, что в данное время нами проводится работа по ликвидации Михайловской церкви, находящейся на ул.Ленина, из каковой все верующие перешли в Петропавловскую церковь, а поэтому в настоящий момент считаю нецелесообразным в политическом отношении ликвидировать Петропавловскую церковь».

1931 год

После длительной борьбы прихожан за возможность сохранить общину в храме Петра и Павла прекращены богослужения.

Выписка из протокола № 76 заседания Президиума Центрального исполнительного комитета Крымской АССР от 5 февраля: «Слушали: О религиозных объединениях в городе Севастополе, не прошедших перерегистрацию до 1 января 1931 года. Доклад товарища Гулкова.

Постановили: ликвидировать следующие культовые здания в городе Севастополе, в виду не прохождения перерегистрации религиозными объединениям, до 1 мая 1931 года:

а). Петропавловскую церковь – здание использовать под музей

б). Никольскую часовню – разобрать;

в). Дмитриевскую часовню – разобрать.

Верно: Инспектор религиозных культур Файнберг».

Позднее городские власти решили разместить в бывшей Петропавловской церкви архив города и района.

1941-1945 годы

22 июня 1941 года на Севастополь совершен первый вражеский налет.

Вторая героическая оборона города началась 30 октября 1941 года. В отражении натиска численно превосходящих немецко-румынских войск невиданную стойкость проявили не только бойцы Приморской армии и Черноморского флота, но и тысячи севастопольцев. Близость линии фронта позволяла вражеской артиллерии обстреливать всю глубину оборонительного района: здесь не было тыла.

Вновь, как и в период Крымской войны, здание Петропавловской церкви сильно пострадало. 1946 год

После реконструкции интерьеров и изъятия предметов религиозного культа, здесь разместился клуб треста «Севастопольстрой». Помещение разделили на первый и второй этажи, появился лабиринт лестниц.

1949 год

В здании храма Святых апостолов Петра и Павла идут спектакли театра

им. Луначарского. При восстановлении Севастополя квартал зданий перед храмом был разобран, что позволило создать на этом месте сквер.

1950 год

В сквере у Петропавловской церкви установили памятник писателю

Максиму Горькому, неоднократно бывавшему в Севастополе.

1957 год

В здании начал работу городской Дом культуры (Севастопольский центр

культуры и искусства).

Состоялось обследование здания собора, согласно составленному акту,

общее состояние постройки оценивалось как удовлетворительное, однако отмечалось плохое состояние колонн и крыши. Тогда же был составлен паспорт здания, как памятника архитектуры.

1970-е годы

В сквере у бывшей Петропаловской церкви появился нелегальный

антикварный, как его называли «блошиный рынок», просуществовавший до 1990-х годов.

2000 год

2 января митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил на Графской пристани благодарственный молебен по случаю возвращения верующим храма апостолов Петра и Павла. Передача «Петропавловского собора», как он был назван в документе, состоялась в соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 29.12.1999 № 2380-р, которое подписал глава города Л. М. Жунько.

2006 год

4 июля собор передан церковной общине, возобновлены богослужения. Силами религиозной организации «Православный приход Петро-Павловского храма в городе Севастополе Симферопольской и Крымской епархии» началось восстановление внутреннего убранства.

2008 год

В сквере перед храмом к 225-летию Севастополя открыт памятник святым братьям-просветителям славян равноапостольным Кириллу и Мефодию (автор памятника харьковский скульптор Александр Демченко)

2015 год

17 октября храм включен в перечень объектов культурного наследия федерального значения распоряжением Правительства РФ № 2073-р с наименованием «Петропавловский собор». 27 ноября зарегистрирован как объект культурного наследия в ЕГР памятников истории и культуры народов РФ под № 921510361410006.

2018 год

Управлением по охране объектов культурного наследия города Севастополя утверждены границы территории ОКН федерального значения «Петропавловский собор» по ул. Луначарского, 37.

2019 год

Постановлением Правительства Севастополя утверждены зоны охраны собора, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраны ОКН.

В 2022 году в новостных выпусках Севастополя появилась информация о том, что команда кафедры архитектуры и дизайна Института развития города Севастопольского государственного университета, представив на смотр-конкурс лучшего проекта по комплексному развитию и сохранению архитектурной исторической среды V Всероссийского фестиваля «Архитектурное наследие 2022» концепцию планировочной организации сквера у собора Петра и Павла в Севастополе, получила бронзовую награду.

Севастопольцы подошли к реализации проектной документации комплексно: изучили архивные документы и фотографии, неоднократно выезжали на место, общались со специалистами и общественностью, восстановили по архивным материалам колонны в сквере.

Справившись с задачей восстановить и обновить сквер, не меняя его облика, оставив органичное сочетание с архитектурой храма, соседними зданиями и основной акцент сделали на озеленении за счет ландшафтного дизайна. Заведующей кафедрой «Архитектура и дизайн» института развития города СевГУ Элиной Красильниковой был разработан дендроплан, который охватывал уже существующее озеленение сквера и дополнял его новыми растениями. Для создания дендропарка было предложено использовать крымские эндемики.

Большие надежды на дальнейшее сохранение уникального Храма появились после появившейся информации о его реставрации.

Теги:
КрымСевастопольИстория Российской империиИстория РоссииХрамовое зодчествоСоборы и церкви

Соцсети

Новое

Советско-китайские отношения в 50-е гг. XX века

Сеничев Вадим Евгеньевич

Атака шотландских горцев глазами очевидца

Эпоха работорговли в Африке

Колонизация Австралии

Найборт Людмила Ерофеевна

Сто дней Наполеона

Найборт Людмила Ерофеевна

Австрийская монархия Габсбургов в XVII-XVIII веках

Видео

Видео

Памятные даты военной истории России

Чесменское сражение. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Битва при Молодях. Памятные даты военной истории России

Видео

Памятные даты военной истории России

Бородинская битва. Памятные даты военной истории России

Популярное

© 2012–2025, Российское военно-историческое общество. Все права защищены. При цитировании и копировании материалов с портала «История.РФ» активная гиперссылка обязательна
Правила обработки и защиты персональных данныхПолитика конфиденциальности мобильного приложения История.рф *В оформлении использованы фотографии из источников warheroes.ru и waralbum.ruО проекте