В сентябре 2020 года в подмосковном городе Красногорск была открыта архитектурно-скульптурная композиция - памятник, который является первым мемориалом в России, посвящённым фронтовым хроникёрам.
В центре мемориала — трёхметровая фигура кинооператора, одетого в военную форму. Хроникёр изображён в момент работы и держит в руках кинокамеру «Аймо». Именно она являлась главным «оружием» кинооператоров войны. «Аймо» заводилась вручную, а на кассету можно было снять всего 1 минуту экранного времени. Прототипом памятника стал один из самых известных фронтовых кинооператоров Владимир Сущинский. Хроникёр погиб 22 февраля 1945 года в Польше, во время съёмки уличного боя.
Памятник был установлен по инициативе «Союза кинематографистов Российской Федерации» при поддержке Российского военно-исторического общества и общественного движения «Бессмертный полк России».
Монумент установлен в Красногорске по веской причине. Именно здесь расположен Российский государственный архив кинофотодокументов. А в нём хранится более миллиона метров киноплёнки и более 100 тысяч оригинальных фотодокументов.
Рядом с солдатами
Когда началась Великая Отечественная война, в СССР не существовало специально подготовленных съёмочных групп. Однако уже через несколько дней с фронта стали поступать первые киноплёнки. Съёмкой занялись операторы, оказавшиеся в местах боёв. Их материл начали показывать в журнале кинохроники.

Никаких привилегий или «особого» статуса у кинооператоров не было. Наоборот, из-за специфики работы они становились удобной мишенью для противника. Хроникёры всегда были рядом с солдатами или чуть впереди. Они вместе с ними поднимались в атаку, штурмовали вражеские укрепления, форсировали водные преграды. Трудно было снимать бойцов в окопах. Кинооператору необходимо было выбраться из укрытия и расположиться над ним, чтобы запечатлеть момент атаки. И поэтому смертность была высокая. По статистике, погиб каждый четвёртый летописец войны, а ранения разной степени тяжести получили абсолютно все.


Одним из главных кинолетописцев войны был Владимир Александрович Сущинский. Он ушёл на фронт в первые дни Великой Отечественной. Ему довелось в составе киногруппы заснять прорыв блокады Ленинграда во время операции «Искра», освобождение Севастополя и форсирования Днепра. А после Владимир Александрович снимал освобождение Польши.

«Москва наносит ответный удар»
В ноябре 1941 года Иосиф Сталин приказал снять документальный фильм о боях за Москву. За дело взялись режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин. К съёмкам они привлекли 15 фронтовых операторов.

Картина «Разгром немецких войск под Москвой» вышла на экраны в феврале 1942 года. В первый день её посмотрело более 83 тысяч человек. А фильм получил Сталинскую премию. Затем «Разгром» показали в зарубежных странах. В США и Великобритании документальную картину посмотрело более 16 миллионов человек. Правда, для американских зрителей фильм был переозвучен и перемонтирован. И в прокат он вышел под названием «Москва наносит ответный удар».






