В 1873 г. в США вышел в свет первый роман Марка Твена (1835-1910) «Позолоченный век» (The Guilded Age), в котором в лице главного персонажа полковника Селлерса был выведен сатирический образ беспринципного дельца, одержимого всепоглощающей идеей «делать деньги» и ради этой цели готового на любые преступления. В полковнике угадывались «бароны-разбойники», обретшие в те годы огромные состояния, – нефтяной магнат Джон Д. Рокфеллер и стальной магнат Эндрю Карнеги. Название романа стало применяться ко всему периоду американской истории 70-80-х гг. ХIХ в., характерной чертой второго стал внешний блеск американского общества в условиях наличия множества подспудно существующих проблем и в обстановке всеобщего падения нравов.
Республиканцы, собравшиеся на свой съезд для выдвижения кандидатуры на пост президента США и утверждения политической платформы партии, воздержались от оценки президентства Гранта. Критика грозила партии поражением на предстоящих выборах, для позитивной же оценки не было никаких оснований. Поиски политического деятеля, способного не вызвать у избирателей отрицательных эмоций, завершились выдвижением кандидатуры бывшего генерала, губернатора штата Огайо Разерфорда Хейса. Демократы выдвинули своим кандидатом в президенты столь же малоизвестного в национальном масштабе политического деятеля – нью-йоркского губернатора Сэмюеля Тилдена.
С. Тилден получил преимущество в один голос при голосовании членов Коллегии выборщиков, после чего демократы и республиканцы выдвинули взаимные обвинения в махинациях. Результаты голосований выборщиков четырех штатов были поставлены под сомнение, но ни одна из партий не желала уступать. Перед специально созданной конгрессом Комиссией выборщиков из семи республиканцев, семи демократов и одного независимого представителя была поставлена задача определить в феврале 1877 г. победителя. Однако в ходе закулисных переговоров, продолжавшихся вплоть до 1 марта, партии-соперницы договорились утвердить президентом официально проигравшего выборы республиканца Р. Хейса.

Инаугурационная речь Хейса была короткой и ничем не примечательной. Американский президент подтвердил готовность выполнить данные в ходе предвыборной борьбы и предусмотренные достигнутым компромиссом обещания и отметил, что в стране все еще продолжается экономическая депрессии, начавшаяся в сентябре 1873 г.
После окончания президентства У. Гранта внимание администраций его преемников уделялось преимущественно вопросам внутренней политики и решению внутренних экономических проблем, что представлялось вполне оправданным. Внешнеполитическая деятельность была главным образом посвящена решению жизненно важных для США вопросов: экономической экспансии на рынки стран Латинской Америки и поиску новых рынков сбыта американской продукции на других континентах. Эта особенность исторического периода протяженностью более чем в двадцать лет, начиная с 1877 г., имела и другое объяснение. Президенты США последней четверти XIX в. практически не имели опыта государственной деятельности и области международных отношений. Не обладали таким опытом и политические назначенцы, как правило, из числа провинциальных политиков, оказавшиеся по воле этих президентов во главе внешнеполитического ведомства страны (за исключением лишь Дж. Блейна, возглавлявшего Государственный департамент США в годы администраций Дж. Гарфилда в 1881 г., Ч. Артура в 1881-1885 гг. и Б. Гаррисона в 1889-1893 гг.). В эти годы власть в стране дважды переходила от одной партии к другой, что отражалось на подходах к решению тех или иных международных проблем и не способствовало последовательному внешнеполитическому курсу. Вместе с тем в области внутренней политики для администраций этого периода была характерна более четко прослеживаемая изначальная определенность их решений и действий.
Внутриполитический курс администрации Хейса был логическим продолжением реформ, которые он пытался осуществить на местном уровне на посту губернатора штата Огайо. В те годы Хейс был известен как сторонник предоставления неграм равных с белыми избирательных прав. Его позиция сыграла решающую роль в ратификации штатом XV поправки к Конституции США. Вступая на пост президента, он пообещал делать все от него зависящее «во имя такой политики в области гражданских прав, в результате которой из политических дел навсегда исчезнут расовая линия и различие между Севером и Югом, с тем чтобы у нас был не только объединенный Север или объединенный Юг, но и объединенная страна».

Не менее противоречивыми были принятые президентом решения о проведении расследования скандалов, имевших место на нью-йоркской таможне, и особенно о проведении реформы гражданской службы, включавшей запрет федеральным служащим принимать активное участие в политической деятельности, недопущение того, чтобы «государственные официальные лица обслуживали чьи-либо особые, партийные интересы». В годы администрации Хейса США возобновили обеспечение бумажных банкнот и государственных облигаций золотыми монетами156. Оставаясь политическим консерватором, он оттолкнул от себя избирателей западных штатов своим вето на Закон Блэнда-Эллисона (Bland-Allison Act) от 1878 г., предусматривавший государственные субсидии производителям серебра из этих штатов, а решением о направлении федеральных войск на подавление железнодорожных забастовок в 1877 г. настроил против себя значительную часть американских рабочих.
В своей инаугурационной речи Р. Хейс обещал стране, что будет придерживаться традиционной внешней политики американского государства, заключающейся в том, чтобы воздерживаться от вмешательства во внутренние дела других государств, учитывая тем более «осложнение международного положения, угрожающее миру в Европе». Это, однако, не означало, что Соединенные Штаты отказались от идеи расширения зоны своего влияния в Западном полушарии или защиты своих политических и экономических интересов в других регионах мира. Косвенным свидетельством не только сохраняющегося, но и заметно растущего интереса США к этой сфере внешнеполитической деятельности стало особое внимание к строительству более мощного торгового и военно-морского флота страны.
В 1879 г. на первый план внешнеполитических интерес США вновь вышел вопрос о строительстве канала между Тихим и Атлантическим океаном. Перспектива реализации этой идеи периодически привлекала внимание американских политических деятелей. Толчком к очередному проявлению активности в этом вопросе послужила полученная в Вашингтоне информация о намерениях частной французской компании, возглавляемой строителем Суэцкого канала французом Ф. Лессепсом, построить такой канал. Судьба Суэцкого канала, захваченного англичанами в 1875 г., наглядно свидетельствовала о необходимости принятия Белым домом мер по предотвращению нежелательного для США развития событий к югу от их национальных границ или, как заявил Хейс в своем послании к конгрессу, «практически у береговой линии Соединенных Штатов». Помимо того, что эта акция полностью противоречила положениям «доктрины Монро», в случае строительства канала силами своей частной компании Франция приобретала право защищать, в том числе и силой оружия, вложенный в это предприятие французский капитал. Президент подтвердил заинтересованность США в строительстве канала своими силами, но страна ни политически, ни материально еще не была готова к реализации столь масштабного проекта.
Амбициозным планам Лессепса также не суждено было осуществиться. Затратив огромные средства на психологическую обработку политических кругов и общественного мнения США, а также на производство объемных землеройных работ в районе Панамского перешейка, компания Лессепса оказалась в конечном счете вынужденной отказаться от своей идеи по ряду объективных причин. Прорытому на 2/3 каналу предстояли долгие годы консервации.

Особую остроту приобрела в 70-х гг. XIX в. проблема китайской иммиграции, что настоятельно требовало пересмотра некоторых положений Договора Берлингейма 1868 г. Американские нейтивисты выступили инициаторами принятия штатами новых конституций, запрещающих корпорациям и административным ведомствам наем на работу китайских иммигрантов. Согласно предложениям нейтивистов в городах следовало выделять сегрегированные «чайнатауны» для поселения там китайцев. В 1879 г., обеспокоенный ничем не сдерживаемым ростом китайской иммиграции, Конгресс США принял решение, запрещающее любому кораблю доставлять в страну более 15 китайских иммигрантов за один рейс. С Китаем был заключен новый договор, который прямо не запрещал китайскую иммиграцию, но предоставлял США право «регулировать, ограничивать или приостанавливать» ее. Но президент наложил на этот закон вето. В результате уже к 1880 г. число китайцев-иммигрантов, осевших в Калифорнии, достигло 75 тыс. человек (9% общего населения штата).
Хейс выполнил многие свои обещания, данные четыре года назад, и подтвердил, к удовлетворению своих коллег по партии, намерение отказаться от выдвижения своей кандидатуры на второй срок. После 36 туров голосования республиканский съезд выбрал из шести претендентов одного – генерала времен Гражданской войны, сенатора от штата Огайо Дж. Гарфилда, по иронии судьбы меньше всего желавшего победы. Своим кандидатом в вице-президенты республиканцы назвали Ч. Артура, бывшего директора нью-йоркской таможни. Съезд демократов выдвинул кандидатом в президенты генерала У. Хэнкока. На состоявшихся в ноябре выборах Гарфилд получил лишь на 10 тыс. голосом больше, чем его соперник. Однако победа в Коллегии выборщиков оказалась более внушительной – 214 голосов против 155, отданных Хэнкоку.
Судьба отпустила Джеймсу Гарфилду 199 дней президентства, за которые он успел лишь сформировать кабинет министров и наметить проведение в Вашингтоне Панамериканской конференции. 2 июля 1881 г. на вашингтонском вокзале на него было совершено покушение. Психически неуравновешенный соискатель государственной должности Чарльз Гито тяжело ранил президента. В течение двух с лишним месяцев состояние раненого оставалось тяжелым. Он был слишком слаб, чтобы перенести операцию по извлечению пули, застрявшей у позвоночника. 19 сентября Гарфилду вновь стало плохо, и поздно вечером он скончался. Присягу на пост президента страны принес вице-президент Честер Артур, никогда ранее не занимавший сколько-нибудь ответственного государственного поста и не имевший никакого политического опыта.






